СМИ и соцсети

О конкурсах и не только...

О конкурсах и не только...

Недостаточное финансирование является первой, но увы, не единственной причиной системных проблем казахстанской науки на протяжении многих лет.

Недостаточное финансирование является первой, но увы, не единственной причиной системных проблем казахстанской науки на протяжении многих лет. При поддержке руководства страны в этом году у научного сообщества впервые появилась возможность получить финансирование не единожды, так как на сегодня уже обьявлены 4 конкурса, на следующей неделе будет дан старт еще одному конкурсу - на индивидуальные малые гранты на 2021 год. Также на подходе - два конкурса на ПЦФ. Но пока о грантах. Согласно Закону о науке, гранты выделяются “на проведение научных исследований в целях ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ научно-исследовательских работ, научно-технического потенциала и конкурентоспособности научных организаций и их коллективов, ученых..”. Очевидно, что грант - это всегда стимул, это шанс, результатом которого должен стать качественный рост. Соответственно, этот инструмент может и должен быть как многоуровневым, так и различным по видам, срокам, обьемам и другим параметрам, НО непременно с ориентацией на более лучший результат, чем на старте. Такова логика грантового финансирования. Исходя из нее в 2020 году впервые были введены гранты на коллобарацию, малые гранты, гранты с различными сроками реализации и обьемами финансов. Малые гранты на 2021 год будут по сути индивидуальными. Соответственно и требования на “входе” при неизменной ориентации на качество и результативность “на выходе”, могут разниться. Поэтому условия конкурса на 2021-2023 не отменяют 2020-2022, они просто - другие. И у каждого конкурса - своя цель,своя логика. Спартанский принцип “пусть выживет только сильнейший” не может быть принципом ответственной госполитики, но и любая псевдонаучность и недобропорядочность, в какие бы одежды они не рядились, будут пресекаться однозначно и бесповоротно. Как известно, 5 мая был объявлен конкурс на большие (27 мес) и «малые» гранты по усиленным требованиям к публикациям научных руководителей, которых никогда ранее в КД не было. И это решение было обоснованным. Согласно Национальному докладу о науке,подготовленному Национальной Академией наук, при наличии в стране 386-ти научных организаций публикационная активность по итогам 2019 года была связана только со 117-ю НО, 65 процентов которых - вузы. Можно долго спорить о том, ЧТО является наиболее обьективным мерилом результативности науки, но то, что первым из них является высококачественная публикационная активность ученых, полагаю очевидным. Поэтому подходы к формированию КД, и ее основные параметры, предложенные Советом молодых учёных, были безусловно поддержаны министерством. После 5 мая к нам поступило множество коллективных и индивидуальных обращений, вплоть до депутатских запросов о необходимости отмены требований по первому авторству, высоким квартилям и процентилям. Этого сделано не было. Но было достигнуто нечто гораздо большее: у учёных, которые видят себя и в будущем на поприще науки, сформировалось стойкое понимание, что впредь будут предъявляться и возрастать вполне конкретные требования к публикационной активности, качеству журналов и другим важнейшим наукометрическим данным. Знаю, что многие ученые сосредоточили сейчас усилия на статьях, НИИ взялись за свои журналы, молодёжь считает важной вехой научной карьеры публикацию в качественном журнале. Так формируются правильное понимание и новая среда. Сейчас НЦГНТЭ завершил формальную проверку, далее все - согласно установленным процедурам. По предварительной информации, по причине несоответствия требованиям к научному руководителю отклонению подлежат примерно 20% заявок. 29 июня был объявлен второй Конкурс для молодых учёных, где требования «на входе» минимальны, с тем, чтобы молодежь могла реализовать свои идеи, повысить компетенции, набрать нужное количество публикаций и т д. 7 августа объявлен новый конкурс на гранты со сроком реализации 36 месяцев (2021-2023) Его КД содержит множество альтернатив как на «входе», так и в части результатов. Отсутствие требований по первому авторству в этом конкретном конкурсе, как и в конкурсе для молодых ученых от 29 июня, не означает отказ от этого критерия вобще. Точно так же могут варьироваться требования по таким переменным величинам как квартили и процентили. В этом конкурсе для всех отраслей было унифицировано требование по процентилю (35). В отличие от майских, смягчены требования для научных руководителей в области социальных, гуманитарных наук и искусства. Полагаю, причины очевидны. Исследования национальной истории, литературы, языка, культуры и искусства - это зона ответственности государства. И другой Родины, другого народа, для которых это было бы важно и интересно, у наших историков, лингвистов, археологов, культурологов, искусствоведов нет. Но это не означает, что они не должны прорубать “окна в Европу и Азию”. Всему - свое время. А пока, во исполнение поручения Главы государства, еще не введено прямое финансирование проектов такого характера, что требует внесения изменений в Закон о науке, у ученых в этих областях должна быть возможность реализовать свои идеи через конкурс. К тому же есть давняя проблема отсутствия сильных отечественных журналов социогуманитарного профиля, рецензируемых в международных БД. Сейчас мы будем формировать в результате открытого конкурса пул научных журналов страны, и не только гуманитарных, для которых будут приобретены за счет бюджета соответствуюшие инструменты и платформы для повышения качества. Также в КД от 7 августа предусмотрен круг альтернатив по ожидаемым результатам научной работы. В них наряду с обязательностью статей в качественных журналах включен Акт внедрения конечного продукта (новые технологии, методики, программное обеспечение, научно-технические, опытно-конструкторские и опытно-промышленные разработки, географические, геологические, сейсмические и другие карты, новые материалы, вещества, оборудование, препараты, средства, протоколы лечения и другие). Не этих ли конкретных результатов ожидают сегодня от науки все?
Для популяризации науки, прозрачности информации о госфинансировании для каждого проекта (кроме проектов, содержащих сведения, составляющие государственные секреты)должна быть создана веб-страница либо отдельный сайт, на которых размещается информация о проекте. По каждой научной публикации в рамках проекта в социальных сетях и СМИ должна быть опубликована краткая информация о содержании научной работы и ее возможном применении. Все эти требования дают шанс пытливым, но ещё не таким сильным, как хотелось бы, ученым получить госфинансирование и подняться на ступень выше.
Не мною сказано, “наука как армия: не будете кормить свою, придется кормить чужую”. Убеждена, что высокие требования должны идти рука об руку со стимулируюшими мерами. При действенном противодействии возможным злоупотреблениям. Для этого необходимо тотальное совершенствование всех процессов и институтов: подзаконных актов, приоритизации, ГНТЭ, регулирования и саморегулирования деятельности ННС, не только принятия, но и соблюдения Кодекса научной этики, принципов академической честности, “перезагрузки” работы КН и массы других элементов и процессов, которые формируют научную экосистему. Очевидно, что все это - дело ни одного дня, а возможно и лет. При этом все мы жаждем «быстрых побед» здесь и сейчас. Но возможны ли они объективно? Только два конкретных примера из десятков, над которыми КН работает денно и нощно. Первый: мы сейчас прилагаем массу усилий для исключения некоторых норм из 575 постановления, в частности, нормы о трех ценовых предложениях, которая даже для меня представляет большую юридическую загадку. В том же пакете изменений идет новация о предоставлении научным руководителям без направления в ННС, а лишь по согласованию с первым руководителем организации, права перераспределять экономию между статьями затрат без выхода за рамки лимита на данный год. Сегодня ННС завалены сотнями заявок по легитимизации уменьшения обьемов по гранту, например, на 286 тенге (реальный пример). Есть и другие нормы, убирающие многие трудности и бюрократические препоны с пути ученых. Параллельно, подготовлены предложения по усилению требований к экспертам и экспертизе, в Положение о ННС. Отмечу, что в этих документах задействованы идеи СМУ, рабочих групп ученых, НИИ. Но для того, чтобы все это стало реальностью для начала нужно убедить в среднем от семи до 12-ти человек в каждом согласующем госоргане. Другой пример: чтобы дать возможность молодым ученым участвовать в конкурсах на вакансии директоров НИИ, сейчас мы лезем в “окна и двери” двух госорганов с простой нормой о приравнивании ученой степени к 5 годам стажа руководящей работы. Кстати, НИИ КН получили 97 целевых мест для молодёжи в докторантуру. Запущен процесс реорганизации семи НИИ социогуманитарного блока в РГП на ПХВ, что позволит определять уровень зарплаты и другие вопросы самим институтам. И таких «малых» дел за перемены в науке - десятки. Все они находятся на личном контроле министра, а мы с курирующим вице-министром Miras Daulenov и моими заместителями Bulat Kenessov , Анара Есмаканова, Azamat Ryszhanov держим по ним отчет каждую неделю. Да, мы не успеваем писать о многом в соцсетях, недостаточно разьясняем, зачастую “тонем” без надежды на реанимацию в операционке. Мы просто делаем свою работу, “хвалу и клевету приемля равнодушно”, но неизменно чутко реагируя на любые конструктивные идеи (может мы вам не позвоним, но обязательно запомним и «посадим» это в документ) , потому что главная функция любого государства - это благо всех. В целом, и я всегда об этом открыто говорю, в системе управления наукой не идеален ни один элемент. Но есть мощная поддержка Главы государства, есть политическая воля и видение руководства министерства в лице Askhat Aimagambetov , есть ресурсы, и есть деятельное желание самой среды изменить ситуацию в науке к лучшему.. Значит, прорвемся?

Zhanna Kurmangaliyeva

Ссылка на источник
https://www.facebook.com/100008235785567/posts/2749382665346233/?d=nт