Вопросы теоретической базы к курсовым работам специальности «дизайн» |
Subject: |
Введение Любая теория - это продукт действия, т.е. практики. Рождаясь из нее, она способствует ее перспективному развитию. Иными словами, теория и практика по сути неразделимы и лишь в ходе их эволюции возникают отдельные моменты, свидетельствующие о закономерной прерывности формы и вида деятельности. Эта закономерность наглядно выступает в учебном процессе. Объекты и методы исследования На первых двух курсах студенты специальности «Дизайн» проходят общетеоре¬тические дисциплины во взаимосвязи с практическими заданиями по отдельным дисциплинам. Одним из профилирующих предметов является «Композиция». Данный предмет «предусматривает рассмотрение вопросов, связанных с вопросами пространст¬венных искусств, разбор и пояснение таких основных категорий композиционного мыш¬ления, как ритм и его разновидности, рассмотрение основных категорий вырази-тельности, как динамика, статика, гармония и их особенности, оттенки, такие, как движение и напряжение, баланс и покой, уравновешен¬ность и синтез и т. д». Необходимо отметить, что студенты проявляют желание узнать о предмете или явлении наиболее полно и всесторонне. В целях освоения материала студенты должны получить представление о ритме, не только как об условном понятии, но и как о явлении и закономерности онтологического характера: как, например, ритмы солнечной активности, взаимосвязанные с этим ритмы геологических и атмосферных явлений, и до ритмов социальной и биологической жизни. Кроме таких профилирующих предметов студенты также проходят и компоненты по выбору, предлагаемые к изучению в данном конкретном учебном учреждении. Например, цветоведение, пластическая анатомия, проектная графика и т.д. Для того чтобы связать эти знания воедино в будущем результате - тематическом учебно-творческом задании, студенты должны ознакомиться и осознать те требования, которые обусловили бы их максимальную активность и оптимальный вариант решения поставленной задачи. К таким требованиям можно, прежде всего, отнести три группы: 2. Пластико - конструктивные: 3. Стилевые и эстетические: Результаты и их обсуждение Всестороннее знание адресата Удобность в обращении Экономичность в производстве Ппастико-конструктивные технологические особенности избранного материала С технологическими свойствами материалов студенты знакомятся на предметах «Материаловедение для дизайнера» и «Кон- фекционирование». Процесс возникновения замысла заданий по проектированию тесно протекает со знаниями пластико-конструк-тивных возможностей материала. Производственную практику студенты проходят на предприятиях легкой промышленности и типографиях города, и они ясно представляют основные моменты поведения определенных увиденных в процессе производства материалов. Труднее в тех случаях, когда не было общения с материалом, в которых они хотели бы выполнить проекты. Отличительные характеристики его от других материалов Структурные особенности формо-образования Тематическая направленность Тематическая направленность в работе над созданием проекта учебно-творческих заданий помогает воспитанию в молодых дизайнерах чувства современности, гражданственности. а также выработки и формированию у студентов профессионального мышления на базе мировоззренческих основ. Это также облегчает работу над конкретной выразительностью формы в русле определения собственного стиля. Тематическая направленность требует постоянного привлечения конкретного материала живой действительности. а потому и постоянной работы. С этой целыо необходимы задания на время производственной практики по рисунку, живописи, самостоятельных творческих работ. Во время работы над проектом весьма полезны периодические просмотры не только эскизов по заданию, но и рисунков и набросков с натуры применительно к избранной тематике. Критика формальных решений аналогичных заданий или работ Из всего вышесказанного вытекает предпосылка формирования у студентов критического отношения как к своим работам, так и другим. Поэтому им не трудно будет определить формальный подход в решении заданий как своих сокурсников, так и в работах состоявшихся дизайнеров. Некоторые из последних, бывает, пытаются, прежде всего, создавать изделия, пользующиеся повышенной популярностью. Так очень легко можно пойти на поводу поверхностного спроса, не успев определить свои художественно-эстетические критерии, что ведет к творческому бесплодию и потере собственного стиля, в становлении которого требуется разумное использование достоинств моды. Выводы Таким образом, подобно тому, как чрезмерное увлечение декором называют «украшательством», так и «модное» нередко выступает в форме нарицания. И если вопрос «Единство содержания и формы» решается через триаду «функция - форма - декор», то и здесь определяющим моментом будет мно-гозначность «функции» с учетом того, что «декор» и «мода» - категории весьма подвижные по отношению к «форме» и «стилю». СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
|
Author: K.K МУРATAЕВ, Е.Ю. ПАРФЁНОВА |