События

09.10.2019 «Слышащее государство» – полноправный диалог общества и власти

Послание Президента страны определяет главные направления нашего развития на год вперед. А учитывая, что документ под названием «Конструктивный общественный диалог – основа стабильности и процветания Казахстана», с которым Касым-Жомарт Токаев выступил на Совместном заседании палат Парламента РК, был дебютным, повышенный интерес к нему со стороны внешней и внутренней аудиторий вполне объясним и понятен.
Исходя из названия Послания, уже понятно, что цели, обозначенные в нем, долгосрочны. Их достижение необходимо, чтобы выполнить колоссальную по масштабу задачу, поставленную Елбасы – войти в число 30 развитых стран мира. То есть преем­ственность стратегического курса – это первое, что следует отметить в Послании Главы государства. Выбрав кандидата на высший государственный пост от партии «Nur Otan», казахстанцы выбрали курс на обеспечение качества экономического роста и индустриальную и технологическую модернизацию. Ведь и предвыборный слоган Касым-Жомарта Токаева – «Преемственность! Справедливость! Прогресс!» – отражает намерение, чтобы сложнейший процесс транзита власти дал новый импульс поступательному и всестороннему развитию страны. Глава Послания «Развитая и инклюзивная экономика» – как раз о том, что нам предстоит перерасти статус «петростейт» и выйти на производство товаров с высокой добавочной стои­мостью, повернуться лицом к бизнесу, обратить внимание на работу квазигосударственного сектора, шире внедрять возможности digital-экономики.

Второй момент, на который следует обратить внимание, – концепция «слышащего государства», которое оперативно и эффективно реагирует на все конст­руктивные запросы граждан. Почему это так важно? Проблемные моменты в функционировании государственного аппарата во многом обус­ловлены именно отсутствием обратной связи между гражданами и чиновниками на местах. Здесь уместно будет вспомнить конфликт по поводу несправедливого присуждения грантов на научные исследования в начале 2018 года.

Напомню, что сначала молодые ученые пытались решить конфликт в рамках научного комьюнити. Однако их голос не был услышан прежним руководством МОН РК, и они были вынуждены апеллировать к авторитету Главы государства. Отголоски этого конфликта слышны до сих пор. Реальное воплощение концепции «слышащего государства» позволило бы вывести нашу науку на новый уровень и показать, что, во-первых, чиновники и ученые работают над решением одной задачи – обеспечением прогресса страны, а во-вторых, дать четкий сигнал, что со злоупотребления­ми в сфере распределения финансов в науке покончено. Сейчас, с приходом в профильное ми­нистерство ­команды молодых профессионалов, понимающих, как формируются информацион­ные потоки, появилась надежда, что подобные случаи не повторятся. По предложению минист­ра образования и науки РК ­Асхата ­Аймагамбетова создан и уже дейст­вует Совет молодых ученых.

Кстати, о важности информационных потоков. Президент не случайно поручил чиновникам налаживать коммуникационные каналы с населением и бизнесом через организацию постоян­ных диалоговых площадок и активную работу в социальных сетях. Для этого в Администрации Президента создан Отдел по контролю за рассмотрением обращений, который возглавил помощник Главы государства. Это свидетельствует о том, что Президент уделяет большое внимание фидбэкам.

«Слышащее государство» – это открытое и прозрачное государство. Транспарентность процедур принятия решений – это лучшее средство от злоупотреблений. В Национальном центре государственной научно-технической экс­пертизы мы стараемся сделать весь процесс принятия решений о финансировании научных проектов максимально открытым. Работает интернет-ресурс, позволяющий получить доступ к информации об одобренных проектах и программах. Это позволит усилить общественный и профессиональный конт­роль над расходованием средств и повысить ответственность исполнителей. Также мы добились изменения формата голосования с тайного на открытое. Буквально на днях состоялись заседания нескольких национальных научных советов с онлайн-трансляцией на сайте центра и на его страницах в социальных сетях.

Нарастить уровень доверия граждан к власти также помогает внедрение новых высокотехнологичных форм и способов организации государственного управления. Мы в НЦГНТЭ много работали над созданием информационной системы, минимизирующей личные «нерабочие» контакты ученых и членов ННС. Эта система позволяет подавать заявки для участия в конкурсах и отчеты по финансируемым проектам в онлайн-режиме и в целом автоматизирует организацию работы национальных научных советов и проведение государственной научно-технической экспертизы.

Хотел бы обратить внимание на еще один тезис Послания: «…успешные экономические реформы уже невозможны без модернизации общественно-политической жизни страны». Глава государства говорит о необходимости продолжения партийного строительства, развития институтов гражданского общества. Именно для этого была инициирована диалоговая площадка – Национальный совет общественного доверия.

Вообще усиление роли граж­данского сектора в общественных процессах – общемировая тенденция. Она проявляется в сужении функциональной сферы современного государства, за счет передачи некоторых его функций гражданскому сектору.

В Казахстане гражданское общество имеет некоторую долю свободы и даже определенную возможность воздействовать на власть, влиять на ее решения. Но до сих пор взаимоотношения между институтами гражданского общества и властью строятся по формуле: «Лояльность в обмен на поддержку». Такая модель взаимодействия на определенном этапе могла играть позитивную роль – позволяла власти сосредоточиться на решении важнейших экономических и социальных проблем. Но сейчас эта модель перестает быть продуктивной, поскольку власть, лишенная объективной оценки своих действий, отрывается от реальности и начинает принимать неэффективные решения.

По Посланию мы видим, что Президент Касым-Жомарт Токаев хочет внести изменения в условия прежнего «общественного договора», лишить антагонизма отношения между государством и гражданским обществом, сделать власть и общество парт­нерами. Это нужно для того, чтобы укрепить политическую конструкцию государства. Ведь демократическая власть являет­ся производной от общества, которое эту власть легитимирует, формирует и контролирует посредством механизмов свободных выборов, конституционного разделения властей, политической конкуренции и открытости информации. Развитое гражданское общество является партнером государства, стимулируя его на то, чтобы оно оперативно реагировало на возникающие проблемы, видело широкую палитру мнений и принимало наиболее эффективные и полезные для людей решения.

Таким образом, развитие партий, других институтов граж­данского сектора укладывается в выдвинутую Президентом формулу: «Сильный Президент – влиятельный Парламент – подотчетное Правительство».

Но если власти нужно научиться слышать, то обществу нужно научиться говорить: спокойно, аргументированно. По сути, нам заново придется учиться искусству диалога, различать конструктивную критику и критиканство, политические требования и по­пулизм. «Популизм – это политика посредственнос­тей», – заявил Касым-Жомарт Токаев, выступая на 74-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН. Он востребован в странах с низким уровнем политической и правовой культуры и в условиях слабых демократических институтов. Но средство от популизма есть – это объективный взгляд на окружаю­щую дейст­вительность. Таким взглядом всегда отличалась наука. Поэтому было бы замечательно, если бы она заняла в нашем обществе подобающее ей место.

АВТОР:
Адил Ибраев, президент НЦГНТЭ, заслуженный деятель РК

6875
Участники
Принять участие