Активно происходящие сегодня в Казахстане инновационные процессы выявили, что трансформация научно-технических разработок в инновационный продукт, пригодный для производства и интересный рынку – самый трудный этап в цепочке, связывающей науку с потребителем. Одна из причин трудностей - слабое понимание разработчиками проектов (учеными и изобретателями) нужд рынка и потребителя. У них нет опыта технологического предпринимательства и соответствующих знаний в данной сфере. В настоящее время, каждый НИИ или ВУЗ, если не хочет прозябать, вынужден в той или иной степени осваивать новый для себя вид деятельности - коммерциализацию результатов научных исследований. Так поступают во многих учреждениях науки и образования в западных странах, где имеются центры коммерциализации. К сожалению, многие руководителинаучных проектов имеют слабое представление об этом виде деятельности. Сказывается привычка к занятию внедрением, а попытки продолжать эту работу в новых рыночных условиях не приносят ожидаемого результата.Очевидно, следует понять, что внедрение – понятие из прошлой (плановой) экономики. Самое слабое звено в развитии инновационной деятельности в нашей стране на сегодняшний день– это не только деньги и даже не нормативная база, а отсутствие кадров. Следует отметить, что государство предоставляет возможность для получения инновационных грантов через своего оператора в лице АО «Национальное агентство по технологическому развитию», что закреплено в Законе РК «О государственной поддержке индустриально-инновационной деятельности», постановлениях Правительства РК «Об утверждении Правил предоставления инновационных грантов на коммерциализацию технологий», «Об утверждении Правил предоставления инновационных грантов на приобретение технологий, проведение промышленных исследований, поддержку деятельности по производству высокотехнологичной продукции на начальном этапе развития, патентование в зарубежных странах и (или) региональных патентных организациях»). К сожалению, отсутствие подготовленных специалистов, способных грамотно вести коммерциализацию научно-технических разработок, входить в контакты с отечественными зарубежными партнерами, выводить на мировой рынок свои разработки в значительной мере сдерживает процесс коммерциализации. В процессе коммерциализации участвуют две главные стороны – продавец и покупатель. Ученый (разработчик проекта), выступающий в роли продавца, до коммерциализации уже дорос: идея коммерциализации уже проникла в сознание руководства институтов. Постепенно осознается, что государство в настоящее время не в состоянии выделять в достаточном объеме средства на коммерциализацию результатов НИР и, самое главное, брать на себя риски. Государство не должно рассматриваться как единственный «бизнес-ангел» для участников процесса трансформации результатов исследований и разработок в товар. Изучение опыта стран, где успешно идут инновационные процессы, показывает, что без государственной поддержки коммерциализация имеет мало шансов наразвитие. Ситуация с покупателями наукоемкой продукции в Казахстанепочти критическая. Предприятия (всех форм собственности), которые должны выступать в этой роли, не рассматривают отечественные разработки и технологии как ресурс для получения прибыли. Для них более привлекательны такие ресурсы как реструктуризация, а значит и возможность рачительного распоряжения имеющимися средствами и фондами. Справедливости ради следует заметить, что поиск и внедрение новых технологий постепенно входят в сферу интересов наиболее креативных предприятий в Казахстане. Одна из основных существующих сегодня проблем – отсутствие должного партнерства между казахстанскими НИИ, ВУЗами и промышленными предприятий в новых рыночных условиях. Среди отечественных разработчиков распространено ошибочное мнение, что в условиях низкой платежеспособности покупателей целесообразнее финансировать разработку порой не самого лучшего, но продаваемого в Казахстане продукта. Однако это не так. Часто выгоднее привезти уже имеющийся на мировом рынке продукт или технологию его производства, чем тратить средства на освоение выпуска пусть своего, но посредственного продукта. Потому что это менее рискованно, дешевле, а значит выгоднее. Без конкурентоспособности будущего нового продукта вкладывать деньги в его создание просто не целесообразно. Да и пороговый уровень объема рынка нового продукта в мировой практике обычно оценивают на уровне 100 млн. долларов. Иначе риск неудачи слишком велик. На казахстанском рынке такой объем вряд ли достижим. Проблема, стоит ли поддерживать неконкурентоспособные на мировом рынке разработки, но позволяющие произвестиостро необходимые сегодня в Казахстанепродукты, нуждается в решении. В большинстве случаев на недостаток средств для доведения разработки до производства и рынка. Однако это не самая главная проблема. В условиях рынка, если идея или продукт коммерчески выгодный, то средства обычно находятся. Здесь важенорганизационный момент, то есть способность конкретных людей эту идею реализовать. Как правило, инвестор дает деньги не на саму идею, а на менеджмент для ее реализации. Мировой опыт показывает, что в реальных условиях от идеи создания нового продукта до поступления первых доходов от его продажи на рынке обычно проходит года три-четыре, в редких случаях - меньше. Это период коммерциализации результатов проекта. Для того чтобы довести разработку от лабораторного прототипа до опытной партии нужно около 1-2 млн. долларов. Ни один инвестор не даст таких денег сразу.Даютнебольшими траншами за каждый отдельный шаг реализации инновационного проекта. Основанием для инвестиций является так называемый "объемом будущего рынка нового продукта", но это надо подтвердить образцами нового продукта. Даже когда появляется опытная партия и первые покупатели, объем рынка нового продукта остается все еще не подтвержденным: планируемого рынка для этого продукта пока нет, и инвестор еще не готов потратить 100 млн. долларов, чтобы его купить, но уже можно строить достоверные прогнозы. Именно в этот момент, когда идет продажа опытных партий, начинается процесс расширения производства. Превращаясь в серийное производство, старт-ап компанияобычно продается, цена которого, как правило, начинается с десятков миллионов долларов. В этом экономический смысл инновационной деятельности. Самый пожалуй главный вопрос который интересует разработчиков проектов – кто в результате получит деньги? Компания и те, кто к моменту продажи бизнеса будут иметь долю в этой компании, в том числе разработчик и менеджер, который был привлечен к коммерциализации результатов НИР. Следует отметить, что первоначально доля разработчикаможет быть и 100 %, но от очень небольшой суммы, которую еще и мало кто мог дать. Возникает закономерный вопрос, сколько процентов на финишной прямой остается разработчику? Если он не вошел в число менеджеров, а остался специалистом, занимающимся только техническими вопросами, он оставляет за собой статус автора и получает "на выходе" в лучшем случае не более30 процентов, обычно 10 процентов. Это очень хорошие деньги (от 100 млн. долларов США). То, что мнение большинства ученых и изобретателей здесь прямо противоположное, говорит только обустоявшихсяв массовом сознании стереотипах, типа « мы придумали, а сливки снимает другой». Важно показать разработчику реальный вклад каждого в создание новой продукции. Довести до его понимания, что создание инновационногопродукт проходит 4 основных этапа: анализ концепции нового продукта (концептуальная стадия), лабораторная проверка осуществимости идеи (лабораторная стадия), создание опытного образца продукции (технологическая стадия), подготовка производства опытной партии и его реализация (производственная стадия). Каждый из этих этапов требует возрастающих на порядок инвестиций. А тот, кто даетсредства, забираетопределенную часть прав собственности соразмерную его вкладу. Разработчики, как правило, за собственные ресурсы могут провести максимум первые две стадии. Собственная технологическая база большинства НИИ, не настолько развита (приспособлена), чтобы отрабатывать на ней технологию производства. Все, кроме, пожалуй, компьютерных технологий, требуют отработки на опытном производстве (поле, заводе и т.д.). Для этого нужны большие финансовые средства.Откуда их возьмут ученые и изобретатели? Заработать на продажах новой продукции пока нельзя. Нет лицензии на продажу и т.д.т.е. продавать пока нечего. Однако,без их участия на всех стадиях создания нового продукта никакие успехи не достижимы поэтому главной проблемой являются гарантии прав разработчиков на вознаграждение. В начале статьи мы упомянули, что процессе коммерциализации участвуют две главные стороны – продавец и покупатель. Однако кроме продавца и покупателя в процессе коммерциализации важную роль играет инфраструктура, элементом которой являются офисы коммерциализации. Офисы коммерциализации призваны помогать превращению разработки в бизнес. Они и созданы для того, чтобы технологию или разработку превратить в малое инновационное предприятие (старт-ап), готовое к продаже. В инновационной сфере наглядно отразились многие изменения в экономической жизни страны, которые принесли с собой реформы. Вопросы распределения прав на интеллектуальную собственность между разработчиками проектов и организациями, в которых они работают; управление интеллектуальной собственностью; организационно-правовые формы коммерциализации результатов;трансфер технологий; поиск и взаимодействие со стратегическим партнером, стратегическое бизнес-планирование– эти и другие аспекты процесса превращения научно-технической продукции в товар, являются совершенно новыми для казахстанских ученых, производственников и предпринимателей. Нерешенность этих вопросов приводит ксомнениям. Поэтому отношение к малому инновационному бизнесу не всегда положительное, особенно в НИИ и ВУЗах, в которых могли бы или должны бы возникнуть малые инновационные предприятия. Потому для дискуссий имеется достаточно широкая площадка. В Офисах коммерциализации технологий Института биологии и биотехнологии растений и Алматинского технологического университета за 3 года работы накоплен некоторый опыт решения этих проблем. Офисы осуществляют консультационные и методические рекомендации разработчикам проектов по инновационной деятельности и готовы оказать содействие тем, кто встал на путь коммерциализации результатов своих НИР. Сотрудник ОКТ Института биологии ибиотехнологии растений, С.Мухамбетжанов Сотрудник ОКТ Алматинского технологического университета Г.Баймаганбетова
|