Коллекция трудов казахстанских ученых

ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В КАЗАХСТАНЕ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ ЕЕ РАЗВИТИЯ
Тематика: Научно-технический прогресс. Новые технологии. Нововведения. Исследования и разработки.

УДК 33:001

Ключевые слова: малое инновационное предпринимательство, инновация, инно-вационная активность.

Инновация — это внедренное новшество, обеспечивающее качественный рост эф-фективности процессов или продукции, востребованное рынком. Понятие innovation впервые появилось в научных исследованиях XIX века. Новую жизнь понятие «инновация» получило в начале XX века в научных работах австрийского экономиста Й. Шумпетера в результате анализа «инновационных комбинаций», изменений в развитии экономических систем.

Актуальность исследования проблем перспектив и развития малого бизнеса обусловлена их всеобщим развитием. Государство поддерживает малый бизнес как фак-тор социально-экономической стабильности, который менее подвержен влиянию различ-ного рода крайностей и воздействию со стороны «международной олигархии». Во всех странах, четко сориентированных на рыночную экономику, малые и средние предприятия составляют большую часть, которая в развитых странах сосредоточена в производстве инноваций.

В современной экономике роль инноваций значительно возросла. Без применения инноваций практически невозможно создать конкурентоспособную продукцию, имеющую высокую степень наукоемкости и новизны. Таким образом, в рыночной экономике инновации представляют собой эффективное средство конкурентной борьбы, так как ведут к созданию новых потребностей, к снижению себестоимости продукции, к притоку инвестиций, к повышению имиджа производителя новых продуктов, к открытию и захвату новых рынков, в том числе и внешних.

Именно малые предприятия являются более привлекательными в этой области с точки зрения следующих принципов:
Во-первых, это гибкость и быстрота принятия решения, поскольку именно дея-тельность малого предприятия легче проанализировать применительно к меняющимся условиям рынка, определяя хозяйственную политику. Во-вторых, малые размеры предприятия позволяют легко контролировать производственный процесс, переналаживая его в связи с актуальными запросами потребителя, рынка, хозяйственного механизма, а также способствуют быстрому реагированию на изменение в налогах, в льготах, финансово-кредитной политике и т. п. Именно в малом бизнесе создаются условия для быстрого маневра, актуализации производственного процесса, эффективного прорыва на рынке, стабильности в конкурентной борьбе. В-третьих, простые коммуникационные связи внутри предприятия, прямая передача информации, ее быстрое усвоение и быстрая реакция на поступающие команды и распоряжения в самом предприятии, а также взаимосвязи его с партнерами, дает хороший хозяйственный (предпринимательский) эффект. В-четвертых, личные связи, часто вредящие в крупном деле, особенно на уровне взаимодействия крупных предприятий между собой, а особенно на государственном уровне, составляют основу малого бизнеса, часто неформальные отношения не только между работниками предприятия, но даже и его клиентами, способны существенно продвинуть дело, учесть все многообразие фактов, которые при других условиях даже трудно собрать и сконцентрировать. В малом предприятии их можно не только использовать, но и достаточно быстро получить эффективную отдачу.

Малый бизнес может стать той важной основой, с помощью которой будет осуще-ствлен поворот к позитивным хозяйственным процессам. С помощью именно малого биз-неса может быть создана предпринимательская хозяйственная среда, т. е. реальное ста-новление рынка: начато постепенное восстановление заброшенных производств; осво-ение ресурсов; расширение сфер, развитие которых возможно на базе малых хозяйствен-ных форм; создание новых рабочих мест; организация новых услуг и т. д.

В настоящее время, в таких странах, как США, Швейцария, Великобритания, КНР, Франция наблюдается все более интенсивное внедрение изобретений и технологий уси-лиями инновационных предприятий малого и среднего бизнеса. В результате наблюдается рост рабочих мест, отмечается более высокая эффективность труда. Малые фирмы с меньшими затратами удовлетворяют потребности в дефицитных видах товаров и услуг и обеспечивает при этом большую занятость. Например, особое внимание развитию сектора Research and Development (R&D, исследования и разработки) уделяется Финляндией. По информации OECD (Организация экономического сотрудничества и развития), расходы Финляндии на нужды инновационного сектора составляют около 3,5% ВВП, что является одним из наиболее высоких показателей среди европейских стран (соответствующий среднеевропейский показатель – 1,8%); в перспективе инновационная стратегия предполагает повышение расходов на R&D до 4%.

Доля казахстанской наукоемкой продукции на мировом рынке практически равна нулю, а ведь, как известно, эта доля является обобщающим показателем эффективности научно-технической и инновационной деятельности. По сравнению с Казахстаном доля стран Европейского союза на мировом рынке наукоемкой продукции составляет 35%, США – 25%, Японии – 11%, Сингапура – 7%, Южной Кореи – 4%, Китая – 2%. Одна из главных причин такого положения – практическое отсутствие заинтересованности бизнеса в развитии и внедрении результатов отечественной науки в производство, крайне малые инвестиции производственного и частного финансового секторов в науку и научно-инновационную деятельность. На решение данной проблемы направлен целый ряд системных инициатив Главы государства – Государ¬ственная программа форсированного индустриально-инновационного развития, программа по развитию инноваций и содействию технологической модернизации в Республике Казах¬стан, и многие другие.

Для Казахстана становление и развитие малого предпринимательства, и усиление их роли в производстве инноваций – жизненно важная задача в современных условиях форсированного индустриально-инновационного развития экономики Казахстана.

При этом динамичное развитие инновационной сферы – одно из главных слагаемых инновационной экономики, которая требует не только создание эффективной инноваци-онной системы, а также поддержку самого инновационного процесса, создание благопри-ятной среды для данного вида деятельности. Как результат, технологические инновации позволят увеличить эффективность экономики и улучшить благосостояние населения.

Закон Республики Казахстан «О государственной поддержке частного предпринимательства», принятый 19 июня 1997 года, стал одним из первых документов, касающихся инноваций. В данном законе научные знания и новые технологии были рассмотрены как инструменты нового производства, а так же улучшения качества уже выпускаемой продукции. Кроме того были определены все обязанности местных исполнительных органов, а именно создание и развитие центров инновационной активности и прочих объектов. Этот Закон был отменен в 2006 в связи с принятие другого – Закона РК «О частном предпринимательстве». Данный Закон имеет некоторые изменения, по сравнению с предыдущим и подразумевает поддержку в плане финансиро-вания.

В 2011 году был принят закон «О науке». В нем сказано о поддержке правительст-вом науки и технологий. Государство гарантирует продвижение всех организаций, осу-ществляющих инновационную деятельность посредством финансирования проектов, со-действия развития инновационной структуры, организации подготовки инновационных менеджеров.

Одним из значимых новых событий было принятие закона «О государственной под-держке индустриально-инновационной деятельности» от 9.01.2012г. Здесь отражена необ-ходимость регуляции отношений в инновационной сфере, а так же направление и форма реализации государственной инновационной политики.

В рамках Государственной программы по форсированному индустриально-инновационному развитию Республики Казахстан на 2010-2014 годы целевыми индикаторами отмечаются повышение производительности труда в обрабатывающем секторе на 50%, на 100% в отдельных секторах экономики, а в области инноваций – увеличение до 10% доли инновационных предприятий от числа действующих [1].

При этом приоритетными направлениями инновационного развития станут:
 модернизация существующих предприятий;
 создание новых высокопроизводительных предприятий;
 селективная поддержка предприятий «экономики будущего» (IT, альтернативная энергетика и др.)
Ведется поиск наиболее перспективных путей поддержки высокотехнологичных проектов в сфере малого и среднего бизнеса. Одной из наиболее перспективных точек роста в этой сфере, является создание специальных институтов развития, в том числе, особых экономических зон и технопарков. Вклад малого и среднего бизнеса в ВВП стра-ны не превышает 20,2%, а доля инновационных предприятий в этом секторе экономики составляет от 0,66%, что на 0.15% выше, чем в 2009 году [2]. Это очень низкие показате-ли. Среди основных проблем, препятствующих развитию инновационного бизнеса, - не-доступность финансовых ресурсов, низкий спрос на высокотехнологичную продукцию внутри страны. Крупные предприятия, как правило, покупают за рубежом готовые техно-логии или готовые изделия, в то время как необходимо поднимать собственный иннова-ционный сектор, создавать новые высокотехнологичные направления, активно вовлекая малые инновационные компании в производство.

Необходимо также разработать систему правовых и экономических инструмен-тов, стимулирующих субъекты малого и среднего предпринимательства к вовлечению результатов интеллектуальной деятельности в хозяйственный оборот.
В части налогового стимулирования деятельности субъектов малого и среднего инновационного предпринимательства необходимо скорректировать законодательство и упростить процедуру администрирования и уплаты налогов и сборов для субъектов мало-го и среднего предпринимательства.

Необходимо ввести дифференцированную шкалу тарифов страховых взносов для облегчения нагрузки на субъекты малого и среднего предпринимательства, применяющие специальные налоговые режимы. При этом размер тарифов страховых взносов целесооб-разно устанавливать в зависимости от профиля основной деятельности налогоплательщи-ка и используемого им налогового режима. Например, по мнению специалистов, может быть снижен размер совокупного тарифа для субъектов малого и среднего предпринима-тельства, осуществляющих внедрение и вовлечение в гражданский оборот результатов научно-технической деятельности.

Особый пункт рекомендаций направлен на повышение уровня участия субъектов малого и среднего инновационного предпринимательства в размещении государственных и муниципальных заказов. Рекомендуется рассмотреть возможность увеличения доли государственных и муниципальных заказов, размещаемых у субъектов малого предпринимательства, с 20% до 35%. При этом предложено усилить меры ответственности должностных лиц за нарушение требований к доле заказов, размещаемых у субъектов малого бизнеса.

В Казахстане по структуре распределения организаций, выполнявших исследова-ния и разработки за 2011 г (2010 г.).: частный некоммерческий сектор – 15,3% (23.6%), предпринимательский сектор – 36,2% (25.5%), сектор высшего образования – 27,9% (28.5%), государственный сектор – 20,6% (22.4%) [2]. Наивысший уровень инновацион-ной активности предприятий показала Жамбылская область - 7,8 %, ВКО - 6.4 % (рисунок 1). Число организаций, выполнявших исследования и разработки за 2011 г. – 412, в 2010 г. их количество насчитывалось - 424. Наибольшую долю инновационно-активных предприятий по формам собственности за 2010 г. составил государственный сектор – 9,8, частная собственность – 4,0, собственность других государств – 3,6 (рисунок 2). Объем инновационной продукции в 2010 г. составил 142166,8 млн. тенге. Внутренние затраты на исследования и разработки в 2010 г. составили 33 466,8 млн. тенге, в 2011 г. - 43 351,6 млн. тенге.

Рисунок 1 - Уровень инновационной активности предприятий по регионам РК за 2011 г. (в %)

Рисунок 2 - Доля инновационно-активных предприятий по формам собственности

При поддержке Главы государства финансирование науки в последние годы суще-ственно растет, и темпы этого роста заметно опережают рост ВВП. Если в 2011 году об-щий объем выделенных из бюджета средств на научные исследования составил 28,8 миллиарда тенге, то на 2012 год с учетом корректировки бюджета уже заложено 49 миллиардов тенге – это рост более чем на 70%! К 2015 году расходы на науку будут выве-дены на уровень 1%, а к 2020-му – минимум 1,5% от ВВП, что существенно продвинет нас к показателям развитых стран мира. Есть и новые механизмы освоения таких средств – базовое, грантовое и программно-целевое финансирование, также соответствующие ми-ровому опыту и уже апробированные нашими учеными в прошлом году [3].

Согласно посланию Президента Н.А. Назарбаева народу Казахстана от 27.01.2012 года, в прошлом году в стране введено в эксплуатацию 288 проектов на сумму более 970 млрд.тенге. В результате создано более 30 тыс. постоянных качественных рабочих мест. Принятый новый закон «О господдержке инновационной деятельности» будет способст-вовать наращиванию инновационного потенциала взаимодействия государства, бизнеса и науки. Президент отметил, что, учитывая рисковый характер инновационной деятельности, Правительству необходимо проработать вопрос об оптимальной организационно-юридической форме инновационной деятельности [4].

В Послании Президента страны народу Казахстана нынешнего года выдвинута но-вая инициатива – разработка «дорожной карты» «Бизнес и наука-2020». Реализация дан-ных программ обеспечит востребованность конкуренто¬способных научных результатов экономикой, позволит создать важнейшие институциональные элементы связи науки с производством.

На Форуме «Инновационный Казахстан – 2020» в СЭЗ «Парк информационных технологий «Алатау» г. Алматы Президент РК Назарбаев отмечал, что согласно последнему отчету Всемирного экономического форума по информационным технологиям Казахстан является лидером среди стран СНГ и занимает 55 место. Также Президент отметил, что доля затрат на науку в Казахстане в 10 раз меньше, чем в развитых странах, а работа отечественных ученых не отвечает потребностям инновационной экономики. Необходимо создать самые благоприятные условия для широкого развития инноваций в секторе малого и среднего бизнеса. Учитывая рисковый характер инновационной деятельности, Правительству необходимо проработать вопрос об оптимальной организационно-юридической форме инновационной деятельности.

Все меры принятые для улучшения внедрения инноваций в малый бизнес, несо-мненно, благоприятно влияют на развитие инновационной деятельности, но существуют определенные недостатки:

- отсутствие современных механизмов внедрения технологических нововведений и выведения их на рынок;

- недостаточное развитие инфраструктурных элементов содействия инновацион-ным проектам, таких как технологические парки и специализированные бизнес-инкубаторы, сеть фондов рискового финансирования, специальные финансовые механиз-мы поддержки фирм на этапе их быстрого роста, сертифицированные оценщики фирм и интеллектуальной собственности и др;

- отсутствие на внутреннем рынке платежеспособного спроса на передовые техно-логии и промышленные нововведения и др;

- недостаточный уровень кадров.

Чтобы поднять уровень исследований и разработок, необходимо проведение госу-дарственной политики стимулирования по следующим направлениям:

- целенаправленное формирование рынка для продукций инновационных предприятий путем размещения на них государственного заказа;
-предоставление инновационным предприятиям, в том числе малым, производст-венных площадей, льготной инвестиционной поддержки, содействие в развитии бизнес-инновационных центров, технопарков, центров технологической поддержки, предостав-ления юридических, финансовых, маркетинговых, хозяйственных, и иных услуг; содейст-вие в правовой и коммерческой защите интеллектуальной собственности;
-содействие формированию и расширению сети лизинговых компаний;
- проведение целенаправленной политики по разработке и производству малыми предприятиями новых видов продукции на основе наукоемких технологий;
-в целях снижения вероятности потери вложенных инвесторами средств в резуль-тате неудачной реализации инновационных проектов целесообразно осуществлять их страхование, в том числе за счет бюджетных инвестиций;
-льготное кредитование научно-технических разработок в долевое финансирование крупных проектов.
Таким образом, перспективность инновационного развития рассматривается, как долговременное направление структурной политики в области науки и бизнеса, и обеспе-чения перелива инвестиций в сферы инноваций.
Совершенствование работы по упомянутым направлениям даст возможность соз-данию и активному внедрению инноваций в Казахстане, что в перспективе позволит уча-ствовать Казахстану в глобальной конкуренции.

Список литературы:
1. Государственная программа по форсированному индустриально-инновационному развитию Республики Казахстан на 2010-2014 годы.
2. www.stat.kz - Официальный сайт Агентства Республики Казахстан по статистике
3. Интервью с Министром образовании РК Б. Жумагуловым «Мощные стимулы для развития науки уже работают» от 11 апреля 2012 г.
4. Послание Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева народу Казахста-на (Астана, 27 января 2012 года).

Источник: Региональный Вестник Востока. – 2012. - №3. – с. 73-80.

Автор: Абдыкерова Гизат Жанарбековна,кандидат технических наук
  140226
Для того, чтобы оставить комментарий, вам необходимо пройти авторизацию на сайте