Новости науки

Драйвер региона

27.06.2018

8065

Сможет ли региональный университет стать точкой инновационного роста? Это в первую очередь определяется обеспечением качества университетского образования. В условиях реализации Государственной программы «Цифровой Казахстан» в Таразском государственном университете имени М. Х. Дулати большое внимание уделяется подготовке специалистов в области цифровых технологий. Именно этому вопросу был посвящен доклад ректора ТарГУМахметгалиСарыбекова на международном форуме, проходившем в Кыргызском национальном университете имени ЖусупаБаласагуна.
В свое время Министерство образования и науки Республики Казахстан ввело в практику подписание меморандумов о сотрудничестве вузов с акиматами областей, в которых конкретно определялась лидерская и координаторская роль университетов в развитии образовательной, научной и социокультурной деятельности в регионе. Такой меморандум подписан между акимомЖамбылской области и ректором Таразского государственного университета, а в Программе развития территорий определена роль университета как драйвера региона.
Проводимая МОН РК политика модернизации высшего образования предусматривает профилизацию регионального вуза. Это означает, что каждый университет сегодня должен упорядочить перечень своих специальностей с учетом специфики региона и реальной потребности в конкретных кадрах для отраслей экономики.
— Невозможно одинаково успешно готовить в одном вузе юристов, экономистов, педагогов, технологов, программистов. Очень важно университету найти свою нишу на рынке образовательных услуг, — подчеркивает М. Сарыбеков. — Например, три года назад в ТарГУ было 80 специальностей бакалавриата. Сейчас их 60. Университет отказался от педагогических специальностей (поскольку рядом педагогический университет), а также от малочисленных специальностей, не востребованных на рынке труда. И работа по профилизации продолжается. Приоритет отдается подготовке кадров для водного хозяйства, мелиорации, химической отрасли, в области информационных технологий, робототехники, нанотехнологий.
По словам ректора, ученым советом университета принята концепция перехода вуза к модели «Цифровой университет», а также утверждена Дорожная карта по реализации данной концепции. Согласно приказу министра образования и науки РК № 237 от 23 мая 2017 года университет получил право на реализацию экспериментальной образовательной программы в качестве пилотного проекта по специальности «Мехатроника».
Мехатроника отсутствует в классификаторе специальностей Республики Казахстан. Однако, по данным ЮНЕСКО, она входит в первую десятку наиболее востребованных профессий на мировом рынке труда. Мехатроника — интегративная специальность на стыке электротехники, электроники, механики, информатики, компьютерных и информационных технологий, представляет собой новое направление инженерии.
— В сентябре 2017 года сделан первый набор 20 студентов на данную специальность. Они первые два года будут обучаться в Таразе, а последующие два курса — в Люблинском политехническом университете, по окончании которого получат дипломы двух государств, — рассказал ректор ТарГУ. — В условиях реализации Государственной программы «Цифровой Казахстан» мехатроника будет наиболее востребованной специальностью.
Стоит отметить, что ТарГУ успешно реализует двухдипломные магистерские и докторские образовательные программы с Люблинским политехническим университетом. Состоялись первые выпуски магистров и докторов PhD по специальностям «Автоматизированные системы управления коммуникациями» и «Оптиковолоконные системы связи». Совместные образовательные магистерские программы также реализуются с Политехническим институтом Браганса по специальностям «Информационные системы» и «Химическая инженерия».
Также университет успешно участвует в ряде международных программ. Ведущим направлением развития интеграционного взаимодействия университета с зарубежными вузами является использование возможностей программы Erasmus+.
— В настоящее время наш университет участвует в трех проектах данной программы, являясь национальным координатором от Республики Казахстан. В ранжировании казахстанских вузов по количеству проектов Erasmus+ ТарГУ занимает третью позицию после двух национальных университетов, — подчеркнул МахметгалиСарыбеков.
В рамках проекта «Повышение инновационных компетенций и предпринимательских навыков в области инженерного образования» в ТарГУ создан центр инноваций и развития предпринимательства. Там готовят студентов технических специальностей, наряду с получением основной профессии, к занятию малым и средним бизнесом.
— Когда мы говорим о развитии малого и среднего бизнеса, то ошибочно считаем, что это касается только экономических специальностей. Сегодня наиболее актуальной является подготовка не экономистов бизнеса, а инженеров бизнеса, — считает ректор.
Для усиления практической направленности образовательного процесса успешно практикуется создание филиалов кафедр на базе предприятий области.
— Если вы зайдете на сайт Института интеллектуальной собственности Министерства юстиции РК, то увидите, что Таразский государственный университет является одним из крупных патентообладателей в стране. Патентная база университета на сегодня составляет 674 охранных документа. Вместе с тем не до конца решена проблема коммерциализации результатов научно-исследовательской деятельности. После принятия Закона РК «О коммерциализации результатов научной и (или) научно-технической деятельности» в вузах страны были созданы центры, офисы или отделы коммерциализации научных проектов. Однако, как показал опыт, они работают недостаточно эффективно. За рубежом подобные центры создаются не при университетах, а совместно с крупными предприятиями, — подчеркнул МахметгалиСарыбеков.
Таковы основные направления деятельности Таразского государственного университета имени М. Х. Дулати, которые обеспечивают качество высшего образования и укрепляют его координационную роль в научном и социокультурном развитии региона.
Подготовила Валерия БОГДАНОВА
Источник: ztgzt.kz


«« | »»
Последние новости