На наши вопросы отвечает Абель Полесье (Abel Polese) - старший научный сотрудник Таллинского университета в сфере неформальной экономики, неформальных и альтернативных механизмов управления, теории и практики общественного развития, доктор наук, эксперт в области оценки научных проектов, автор книг, монографий, социальных исследований. – Вы являетесь экспертом в вопросах оценки исследовательских проектов. Как Вы оцениваете готовность наших ученых к «академическому выживанию»? – Оценивание науки – это искусство, которое постоянно обновляется, пересматривается, изменяется. Не только в Казахстане, но и в Европе есть определенные правила, инструкции, индикаторы оценки, но есть и тенденции, которые предполагают какие-то изменения, развитие. В Казахстане создана система, которая работает, действуют правила, инструкции, разработанные с учетом опыта европейских стран, США. Эти инструкции грамотные, правильные и соответствуют международным требованиям. Но нужно внимательно смотреть, изучать какие есть запросы и ожидания, так называемый фидбэк, от местных ученых, исследователей. Я общался с учеными в Астане и вижу, что не все понимают, что такое Н-индекс, не все имеют полное представление о журналах Scopus, базах данных научных исследований, многие еще не готовы публиковаться в таких изданиях. Это не значит, что эти ученые плохо работают. Но, возможно, им необходимо время, опыт, дополнительное обучение. Возможно имеет смысл составлять список научных работ, которые не опубликованы в Scopus, но имеют научный потенциал. Необходимо расширять научное сотрудничество, диалог с успешными учеными из других стран, которые могут посоветовать, научить как лучше применять модель оценивания науки в Казахстане.
– Может Казахстанская база цитирования (КазБЦ) стать для казахстанских ученых этапом подготовки для публикации в международных базах данных и цитирования?
Если такая база грамотно сделана, то она, безусловно, может стать как бы компромиссом между тем, что требуется на высоком международном уровне и тем, что есть в реальности. Я против фетишизации Scopus. В Европе тоже все больше говорят о том, что публикации в Scopus это важный показатель, но далеко не полная и не единственная оценка научной деятельности. Качество научной работы не измеряется только этими индикаторами. Казахстанская база цитирования (КазБЦ) может стать хорошей школой для казахстанских ученых, при условии, повторюсь, что она грамотно сделана.
– Оценивая качество казахстанских научных проектов по социальным наукам, Вы несколько раз обратили внимание, что в них, как правило, недостаточно проработаны вопросы методологии исследования. Как Вы считаете, почему это происходит?

– Я оцениваю только проекты по социальным наукам и не могу говорить про другие научные направления. То, что я видел в казахстанских проектах по социальным наукам, с моей точки зрения, свидетельствует о том, что у казахстанских ученых нет достаточного понимания именно в вопросах методологии исследований. В проектных заявках зачастую вместо обоснования методологии, как совокупности разных методик исследования, пишут о своем видении, отношении. Это, безусловно, разные вещи. Проблема, с моей точки зрения, в том, что методология исследований недостаточно изучается и преподается в учебных заведениях. Видимо мало специалистов и преподавателей по этому направлению. Вопрос не сложный, но его нужно изучать. Ведь это базовые вещи любого научного исследования. Прежде чем стремиться публиковаться в той же базе Scopus, нужно овладеть этими необходимыми навыками исследования. Когда авторы научных проектов научатся глубоко понимать вопросы методологии, публиковаться в крупнейших базах цитирования им станет намного легче. Ведь именно методология обосновывает качество результатов исследования и влияет на качество презентации научного проекта в целом. Эксперты обращают внимание на эти моменты в первую очередь. Мой совет – для казахстанских ученых по социальным наукам не помешал бы тренинг, обучение от ведущих экспертов по этому направлению.
– Вы преподаете в институте «Сорбонна – Казахстан» который является учебным подразделением Казахского национального педагогического университета им. Абая. Как Вы оцениваете уровень студентов, которым преподаете? Студенты, которые обучаются в институте «Сорбонна – Казахстан» при КазНПУ им.Абая – это элита казахстанской молодежи. Я очень высоко оцениваю их уровень, мотивацию. Как правило они знают три – четыре языка, стремятся к знаниям, обладают развитым критическим мышлением. Думаю, так же можно сказать о студентах КИМЕП, Назарбаев университета. Но я понимаю, что это лишь небольшая часть казахстанской молодежи. Казахстан – это не только Алматы, Нур-Султан. Нужно заботиться и о тех студентах, которые обучаются в других городах, мотивировать их на учебу, создавать условия для развития, чтобы у всех молодых казахстанцев, независимо от того, где они проживают, была возможность получить качественное образование.
 2899 |