7 марта 2017 г. в АО «НЦГНТЭ» состоялся круглый стол «Перераспределение полномочий между ветвями власти — залог эффективного управления», посвященный обсуждению изменений в Конституцию. Инициатива Президента Н. Назарбаева о перераспределении полномочий между ветвями государственной власти серьезный шаг в сторону развития демократии и призвана иметь долгосрочный положительный эффект. В рамках мероприятия обсуждены следующие вопросы: - наделение Правительства дополнительными исполнительными полномочиями в сфере экономики. - полномочия в части утверждения программ, вопросы кадровых изменений в Правительстве, создания новых органов управления. - усиление роли Парламента в системе государственного управления. Открывая работу круглого стола А. Ибраев, президент АО «НЦГНТЭ» отметил, что инициатива Главы государства о перераспределении полномочий между ветвями государственной власти является частью политических реформ, нацеленных на укрепление демократии в стране. Выступая на совместном заседании обеих палат парламента, глава государства подчеркнул, «у независимого Казахстана своя суверенная логика, нацеленная в будущее. И именно она, с учетом всех факторов, обусловила выдвижение на первый план такой задачи, как политическая модернизация». М. Пернекулов, вице-президент АО «НЦГНТЭ», в своем выступлении кратко проанализировал историю становления конституционализма в стране, отметив ключевые моменты изменений, вносимых в главный закон страны. Более основательно им рассмотрены конкретные пункты, касающиеся усиления законодательной роли в результате конституциональных реформ, которые предусматривают 26 поправок в 19 статей Конституции. Данные поправки направлены на реализацию Плана Нации «100 конкретных шагов». В частности, закреплена норма об осуществлении Парламентом законодательной власти. Уточнение внесено в пункт 1 статьи 49 Конституции. Законодательная власть – это ветвь государственной власти, которая занимается разработкой, рассмотрением и принятием законов, которые регулируют важнейшие общественные отношения, устанавливают основополагающие принципы и нормы, касающиеся правосубъектности физических и юридических лиц и другие отношения, названные в пункте 3 статьи 61 Конституции. Данная поправка приведена в соответствие с нормами пункта 4 статьи 3 Конституции. В соответствии с пунктом 3 статьи 3 Конституции, право выступать от имени народа и государства принадлежит Президенту, а также Парламенту Республики в пределах его конституционных полномочий. Еще одна поправка вносится в подпункт 6) статьи 57 Конституции о праве заслушивать отчеты членов Правительства по вопросам их деятельности и обращения к Президенту об освобождении их от должности в случае неисполнения ими законов. Согласно новой редакции пункта 2 статьи 61 Президент вправе определять приоритетность рассмотрения проектов законов, означающее, что соответствующие законопроекты должны быть приняты в первоочередном порядке в течение двух месяцев. Существенное изменение предлагается в пункт 1 статьи 70, в соответствии с которым Правительство слагает свои полномочия перед вновь избранным Мажилисом. Эта норма повышает ответственность депутатов и членов Кабинета министров. Также законопроект содержит нормы, касающиеся местных представительных и исполнительных органов. В частности, в пункт 5 статьи 86 вносятся изменения, согласно которым полномочия маслихата прекращаются досрочно Президентом Республики Казахстан после консультаций с Премьер-Министром и Председателями Палат Парламента. Такое коллегиальное решение обеспечивает его обоснованность и необходимость, и повышает статус маслихатов. Вместе с тем, спикер отметил, что с принятием поправок Правительству и Парламенту придется переходить на новый уровень ответственности. Передача социально-экономических задач Правительству даст возможность адресно спрашивать с каждого чиновника о ходе реализации программ, позволит держать на виду каждый шаг казахстанских чиновников. Все эти меры позволят Казахстану двигаться по пути демократизации общества. А. Гаухар, советник президента АО «НЦГНТЭ» остановился на вопросах передачи полномочий Президента по регулированию социально-экономических процессов Правительству. В частности он отметил, что за регулирование в этой сфере в полном объеме должны отвечать Правительство, министерства и акиматы. В данном ключе рассматривается и актуальная задача по реализации программы «Цифровой Казахстан». По вопросам конституциональных реформ в понимании молодежи выступил научный сотрудник Ж. Буркитбаев. Е. Суйиндиков, начальник управления организации работ Национальных научных советов коротко обозначил реформы по дальнейшему совершенствованию правовых основ деятельности органов местного государственного управления и самоуправления. Также в работе круглого стола приняли участие директор Алмалинского филиала ЦОН «Государственная корпорация «Правительство для граждан» Н. Аккозенов, частный судебный исполнитель исполнительного округа г. Алматы Т. Алдабергенов и руководитель туристического агентства Е. Бочарова. Источник: Отдел по связям с общественностью АО "НЦГНТЭ"  2631 |