Дошкольное воспитание и обучение Функционируют 9 410 дошкольных организаций (4915 детсадов и 4495 мини-центров). Контингент 807,2 тыс. детей. Охват от 1 года до 6 лет – 64,1%, от 3 до 6 лет – 85,8%. Самые высокие показатели охвата дошкольным образованием в Павлодарской (100%), Западно-Казахстанской (100%), Костанайской (100%), Восточно-Казахстанской (100%), Кызылординской (98,9%), Северо-Казахстанской (98%), Акмолинской (97,9%), Актюбинской (95,8%) областях. За предыдущие 3 года государство построило 186 детских садов (на 1 октября 2016 года) на 40 тысяч мест, частный сектор открыл более 1 300 детсадов на 100 тысяч мест. Больше всего открыто частных садов в Южно-Казахстанской (397), Алматинской (221), Кызылординской (181) областях. С 1 сентября 2016 года во всех дошкольных организациях республики внедрена обновленная типовая учебная программа дошкольного воспитания и обучения. Разработана система индикаторов развития умений и навыков детей дошкольного возраста. Для родителей детей от 1 до 6 лет, не посещающих дошкольные организации, организовано дистанционное обучение. Общее среднее образование Функционируют 7 450 школ. Контингент – 2,9 млн. детей. Малокомплектных школ (далее - МКШ) – 3 036. Дефицит ученических мест – 55 166. В 2016 году введены 103 школы. Для поддержки МКШ функционируют 160 ресурсных центров (опорных школ), 496 магнитных школ. Функционирует 21 Назарбаев интеллектуальная школа. С сентября 2016-2017 учебного года все 1-классники обучаются по обновленному содержанию образования. Предусмотрен график перехода на обновленное содержание с 2016 года – 1 классов, с 2017 года – 2, 5, 7 классов, с 2018 года – 3, 6, 8, 10 классов, с 2019 года – 4, 9, 11 классов. Введены Единые базовые учебники для 1 класса, при этом впервые учебники размещены в электронном формате онлайн. Учебниками обеспечены 100% детей. Одновременно идет переход на 5-ти дневную учебную неделю. В школах трудятся 275,3 тысяч педагогов (в т.ч. с высшим образованием – 250,4 тысяч (90,9%), с техническим и профессиональным образованием – 24,8 тысяч (9%), со средним образованием – 129 (0,1%) с высшей категорией – 56,2 тысяч (20,4%), с первой – 83,4 тысяч (30,3%). За 2016 год краткосрочные курсы повышения квалификации в рамках обновления содержания начального образования прошли 74 тыс. учителей. Разработана новая методика обучению казахскому языку. Создан Консорциум по обучению английскому языку. В 2016 году около 3000 педагогов прошли языковые курсы, свыше 18 тысяч школьников обучились в языковых лагерях. В свыше 3 тыс. школах созданы условия для инклюзивного образования, с охватом более 47 тыс. детей с особыми образовательными потребностями школьного возраста. С 1 сентября 2016 года в 1-11 классах продолжается апробация подушевого финансирования среднего образования в 63 пилотных школах в 5 регионах (Актюбинской, Акмолинской, Алматинской, Южно-Казахстанской и Восточно-Казахстанской областях) с учетом нормирования образовательной среды. В международных исследованиях по оценке образовательных достижений, учащихся TIMSS и PISA казахстанские школьники заняли 7-е место в TIMSS-2015, опередив США, Англию, Германию, Австралию и другие государства, 44-е место среди 72 стран мира по PISA-2015. В 2016 году ЕНТ проведено в 165 пунктах, в которых участвовало 84 тысяч (96,6%) абитуриентов из числа подавших заявление. Средний балл по республике - 81,2. С этого года будут проводиться две процедуры: 1. Итоговая аттестация - как выпускной экзамен для всех учащихся 11 классов; 2. Единое национальное тестирование - как вступительный экзамен для поступления в вузы или получения государственного гранта. При этом структура и содержание тестовых заданий будут разработаны с учетом требований к будущей специальности. Кроме того, данное ЕНТ можно будет сдавать несколько раз в год. С января 2017 года функционирует Республиканский банк данных (РБД) детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц, желающих принять детей на воспитание в свои семьи. По состоянию на январь 2017 года в РБД зарегистрировано 28,4 тысяч детей и 1 400 лиц, желающих принять их в семьи. Организован подвоз в 1539 населенных пунктах, где отсутствуют организации образования для 22,3 тысяч (97,8%) школьников (2015 г. – 24,9 тысяч (91%)). Ежедневно подвоз обеспечен для 19,2 тысяч, еженедельно – 3,1 тысяч. Потребность в автотранспорте для подвоза детей составляет 186 ед. Горячее питание организовано в 6071 (86,9%) (в 2015 г. – 6082 (86,3%)) школе для 94,3% или 2,6 млн. детей. В 2016 г. бесплатным питанием обеспечены 255 тысяч (100%) обучающихся из малообеспеченных семей (в 2015 г. – 248 тысяч (100%)). Начато массовое внедрение цифрового контроля образования. Подключены к Интернету - 7028 школ, из них в 2016 году - 1401 школа. В 2016 году в 4 тыс. школах внедрен электронный дневник. Системой пользуются 174 тыс. учителей, 1,4 млн. учащихся или 42% и 854 тыс. родителей. С сентября 2016 года выставлено 64,5 млн. оценок, выдано 9,6 млн. домашних заданий. Электронный дневник внедряется в рамках ГЧП и стоит государству 0 тенге. До конца следующего учебного года (май 2018 г.) планируется полностью перейти на цифровой контроль и электронную отчетность. Техническое и профессиональное образование (ТиПО) Функционирует 817 колледжей (2015 г. - 807), из них 473 – государственные, 344 – частные. Контингент – 489,1 тыс. чел. (2015 г. - 499,5). Средний расход на 1 обучающегося ТиПО в год - 351 тыс. тенге. Размер стипендии студентов ТиПО – 16 759 тенге. В системе ТиПО работают 43,1 тыс. инженерно-педагогических работников. Подготовлена нормативная и финансовая база проекта «Бесплатное ТиПО». С 1 апреля начинается обучение безработных. С 1 сентября – обучение в колледжах по новому проекту. За пять лет бесплатным ТиПО будет охвачено 674 тыс. человек. Разрабатываются новые подходы в обновлении содержания образовательных программ ТиПО. Холдингом «Кәсіпқор» проведена работа по переводу и тиражированию 100 единиц зарубежной учебной литературы и учебно-методических пособий. Обновлены 65 типовых учебных планов и программ, разработаны 8 образовательных программ. 3600 человек, из них 402 руководители учебных заведений ТиПО прошли курсы повышения квалификации по новым образовательным программам НАО "Холдинг "Кәсіпқор". Дуальное обучение внедрено в 421 колледжах с участием 2433 предприятий с охватом более 27 тыс. студентов. Высшее и послевузовское образование Функционирует 130 вузов (национальных – 10, государственных – 31, негражданских – 14, АОО – 1, международный – 1, акционированных – 18, частных – 54, Верховный суд - 1). Контингент обучающихся – 512,7 тысяч чел. (в т.ч. бакалавриат – 477,1 тысяч, магистратура – 32,9 тысяч чел., докторантура – 2,7 тысяч чел.) Госзаказ на подготовку специалистов с высшим образованием составляет 31,7 тысяч грантов, из них по программе «Серпін» - 3,2 тысяч грантов, в магистратуру – 7,4 тысяч мест, в докторантуру PhD - 628 единиц, из них 43 места для Назарбаев Университета. Численность ППС – 38,2 тыс. чел. (из них доктора наук – 3,5 тыс. чел., кандидаты наук – 14 тыс., доктора PhD – 1562, по профилю – 175, остепененность ППС – 53%). Подготовка кадров для проектов ГПИИР осуществляется в 11 базовых вузах. Госзаказ размещен в профильной магистратуре в 2015-2016 уч. году на 1900 мест, 2016-2017 уч. году – на 2800 мест. Во всех госвузах созданы наблюдательные советы из 11 человек с участием акиматов, бизнеса, МОН и общественности. В 64 вузах действуют попечительские советы, в 28 – Наблюдательные советы. Утверждено 48 новых инновационных, образовательных программ для 11 базовых вузов. Данные вузы оснащены современными 47 лабораториями. В рейтинге лучших университетов мира QS в 2016 году было отмечено 8 казахстанских вузов. Создаются службы внутреннего аудита. В 2016 году впервые с участием наблюдательных советов выбраны 5 ректоров госвузов. В первом полугодии 2017 года будут выбраны еще 6 ректоров. На сегодняшний день обучение в рамках международной стипендии по программе «Болашак» проходят 1 265 стипендиатов. Большинство или 50 % (641 чел.) стипендиатов обучается в вузах Великобритании и Ирландии, 34 % (428 чел.) – США и Канады, 7 % (85 чел.) – странах континентальной Европы, 5 % (62 чел.) – Азии и Океании, 4 % (49 чел.) – Российской Федерации. В государственной образовательной накопительной системе зарегистрировано 16,5 вкладов на сумму около 10,6 млн. тенге. Наука Сеть научных организаций – 392 (НИИ – 245, ВУЗы – 89, прочие – 58). Численность работников, занятого исследованиями – 24 735 чел. Количество публикаций в международных рейтинговых журналах за 2016 год составило 3011 публикаций. В рамках грантового финансирования реализуется 1581 научно-исследовательский проект, 70 научно-технических программ. Проведено 2 заседания ВНТК, где одобрены 5 приоритетных направлений развития науки на 2017-2020 годы: - «Информационные, телекоммуникационные и космические технологии»; - «Научные основы «Мәңгілік Ел» (образование XXI века, фундаментальные и прикладные исследования в области гуманитарных наук); - «Энергетика и машиностроение»; - «Рациональное использование природных, в том числе водных ресурсов, геология, переработка, новые материалы и технологии, безопасные изделия и конструкции»; - «Наука о жизни и здоровье». Финансирование образования и науки Финансирование из РБ по Министерству образования и науки в 2016 году – 493,3 млрд. тенге, в 2015 году - 413,6 млрд. тенге. Освоение за 2016 год – 99,5%, за 2015 год – 99,9 %. Из них в 2016 году выделено: Образование - 456,9 млрд. тенге (в 2015 году - 380,6 млрд. тенге). Наука - 36,4 млрд. тенге (в 2015 году - 33 млрд. тенге). Источник: edu.gov.kz  2955 |