УДК 78:398 (574) МРНТИ 18.71 Ключевые слова: Казахский фольклор, традиция, культурное наследие, национальный стиль, мифология, эстетика, культурная ценность, эстетические и нравственные ценности, культурная интеграция. Источник: Материалы Международного научного симпозиума «Тюрко-славянское культурное взаимодействие: взгляд из современности». Алматы, КазНАИ им. Т. Жургенова, 2011 г. Сведения об авторе: Мергалиев Данияр Мергалиевич, кандидат искусствоведения, доцент кафедры «Исполнительское искусство» ФОЛЬКЛОРНЫЕ ТРАДИЦИИ В СОВРЕМЕННОМ ИСКУССТВЕ КАЗАХСКОГО НАРОДА Мергалиев Д.М. В современном искусстве Казахстана особое значение приобрела проблема новой системы функционирования культуры и искусства в обществе, в том числе казахского фольклора. В этом контексте особую важность приобретает глубокое изучение фольклора как источника познания истории, традиций и художественных достижений казахского народа. Являясь важным фактором культурной интеграции и незаменимым средством преемственности, традиционное народное искусство создавало и создает подлинно эстетические и нравственные ценности. Современная социокультурная ситуация обозначила противоречие между потенциальными возможностями влияния на становление и развитие духовной культуры общества музыкального, изобразительного, словесного фольклорного наследия как носителя опыта ценностно-эстетического отношения человека к миру и отсутствием устойчивой потребности в общении с этим пластом национальной культуры у значительной части молодого поколения. Интерес для искусствоведческой науки представляет проблема традиций и их взаимосвязи с культурой повседневности. Основой для проявления глубинной самобытности казахского музыкального и фольклорного искусства стало традиционное мировоззрение казахов, воплощенное в комплексе этнокультурных традиций народа. Традиционное мировоззрение казахов являет собой цельную систему устойчивых взглядов, ценностных ориентиров, обычаев и представлений о картине мира определенной национальной общности. Ее базовые принципы, выработанные в результате конкретной исторической судьбы, географических условий обитания и специфики родной природы, психологического склада этноса, особенностей кочевого образа жизни, укорененные в едином социальном контексте, и сегодня, составляют духовное ядро национальной культуры. Ни музыка, ни литература, ни какой другой вид искусства в настоящем смысле этого слова, говорил П.И. Чайковский, не существуют для простой забавы, они отвечают более глубоким потребностям человеческого общества, нежели обыкновенная жажда легких развлечений. Искусство казахского народа все более проявляет себя как активная общественная сила, как существенный фактор формирования современного образа жизни. Ведь искусство является - одним из основных средств воспитания чувств, позволяющим наиболее успешно решать все задачи эстетического воспитания, которое несет духовные ценности, представленные в художественных символах и ярких эмоциональных образах. Фольклор как часть культуры исследуется на стыке таких наук, как фольклористика, этнография, искусствоведение, филология, культурология; в исследованиях определились несколько концепций, объясняющих природу фольклора. Среди них социологическая, наиболее широко трактующая фольклор как передаваемый простонародный опыт и знания; эстетическая концепция исследует фольклор по видам искусства (изобразительного, музыкального, литературного и т.п.). Музыкальный фольклор исторически предопределил зарождение профессионального искусства. Взаимопроникновение народно-фольклорного пласта в профессиональной традиции относят к объективной и всеобщей закономерности становления национальной культуры [1,21]. Такая историческая закономерность позволила рассматривать музыкальный фольклор и в рамках народного искусства. В рамках настоящего исследования необ¬ходимо особо отметить большой вклад Б. Сарыбаева, в изу¬чении древних казахских музыкальных инструментов, а также особая его заслуга состоит в том, что им впер¬вые была предпринята попытка научного описания и ком¬плексного изучения музыкального фольклора казахско¬го народа. При этом исследователь опирался на данные смежных наук (этнографии, археологии, лингвистики и др.) [3,333]. К середи¬не прошлого столетия многие из казахских народных инструментов были уже утеряны, либо находились в стадии «вымирания». Ученый не только оживил большинство ви¬дов музыкальных инструментов, но и «вдохнул жизнь» в музыку, исполняемую этими группами инструментов. В коллекции Сарыбаева - инструменты, изготовленные из тростника, из глины и металла, шкур и костей животных. Также музыкальные инструменты Б. Сарыбаева находятся в Республиканском музее народных музыкальных инструментов им. Ыхласа г. Алматы. На протяжении многовековой истории казахский народ создавал свою культуру, предметы которой представлены в экспозициях казахстанских и российских музеев. Народный инструментарий казахов, сформировавшийся за многовековой период развития национальной музыки, включает такие виды инструментов: (сыбызгы, саз сырнаи, ускірік, тастауық, қамыс сырнай, қос сырнай, шаңкобыз, мүиіз сырнай, ұран, жетыген, шертер, домбра; қылқобыз, ударные – даңғыра, кепшік, дабыл, дұдыга, дауылпаз, шыңдауыл, асатаяк, коңырау и др.). Характерным для традиционной музыкальной культуры оказалось и то, что она долгое время оставалась бесписьменной. Устное музыкальное искусство казахов наложило определенный отпечаток на взаимосвязи художника-исполнителя и аудитории, снимая всякие противоречия между способом бытования искусства и его внутренней сутью. Здесь музыкант — это художник, творящий «публично». Целостность восприятия мира, присущая мироощущению кочевника, явственно прослеживается в айтысе — песенном состязании акынов. На ранних этапах социализации (на стадии дорабовладельческой цивилизации) духовная жизнь людей неотделима от материальной деятельности. Изменения в исторической жизни народа вызывают изменения в фольклоре, однако явления социально-экономической жизни не получают точного отображения в фольклоре, потому что, фольклор - художественное творчество и жизненная правда изображается в нем сквозь призму художественного мировидения. Во все эпохи фольклорные традиции выполняли не только охранительную, но и созидающую функцию в формировании художественного национального стиля как выразителя народного самосознания. Нужно бережно относиться к культурному наследию – национальному эпосу, народному творчеству, к богатству народного нравственного опыта, к народному искусству, носителям фольклорной памяти – источникам национального художественного стиля. Таким образом, черты национального стиля в современном искусстве Казахстана определяются отношением к традиции как к фундаментальной ценности национального казахского наследия. Традиция рассматривается как базовая фундаментальная черта фольклора, один из главных механизмов накопления, сохранения и развития культуры. С традициями в народном искусстве передаются не только мастерство, но и образы, излюбленные народом мотивы, художественные принципы и приемы. Традиции формируют главные пласты народной художественной культуры – школы и одновременно определяют особую жизненность народного искусства. Традиция рассматривается как базовая фундаментальная черта фольклора, один из главных механизмов накопления, сохранения и развития культуры. Невозможно недооценить силу традиции для развития народного искусства. М.А. Некрасова совершенно справедливо обосновывает художественное богатство образов, форм, средств и техники именно этим. Она считает, что только особенно своеобразное в национальных системах, в системах региональных, в системах школ народного искусства может определить жизнь народного творчества как культурного очага, только живая традиция дает путь его развитию. Закон традиции оказывается главной силой в развитии. Традиция, проносимая через века, не мешает проявляться чувству современности. В народном искусстве оно выражается не столько во внешних приметах времени, хотя естественно, и они имеют место, сколько в способности ответить на запросы сегодняшнего дня в традиционной форме. Это сказывается прежде всего в восприятии мира, в представлении о прекрасном. Очень важно, что народное искусство с его метафоричностью и символикой – живое творчество и одновременно историческая живая память, память об истоках культуры. Оно несет опыт познания мира. Целостность народного искусства как художественной структуры и есть ключ к его пониманию. Традиция в таком случае – творческий метод. “Образы изначальные, мотивы постоянные народное творчество переосмысляет в новых отношениях, привязывая к ним новые переживания и представления. Вот откуда его многообразие форм. Однако при этом не должно исчезать особенное, выделяющее тот или иной очаг народного творчества в его национальном и региональном признаке; напротив, оно оказывается необходимым условием художественного многообразия”, - считает М.А. Некрасова [4, 14]. Традиционное выступает в народном искусстве в виде системы, для которой важны следующие аспекты: связь человека с природой, выражение национального, школы народного искусства (национальная, региональная, краевая, школа отдельных промыслов). Преемственность традиций формирует художественную народную культуру, поддерживает высокий профессионализм народного мастерства. Преемственность понимается как категория, характеризующая связи настоящего, прошлого и будущего в развитии культуры; все компоненты в культуре – ценность, знания, нормы и обычаи – в той или иной степени выполняют функцию преемственности. Таким образом, самобытное музыкальное искусство Казахстана, истоки которого лежат в глубочайшей древности, - это неотъемлемая часть многонациональной культуры нашей страны. Его успехи и достижения на современном этапе – результат колоссальных культурно-социальных преобразований в жизни казахского народа. Казахский фольклор - ценное наследие народа, формировавшееся на протяжении веков. Казахский народ - если заглянуть хоть в далекую, хоть в недавнюю историю - всегда были великим народом. Сегодня жизненно важно возродить это патриотическое чувство, которое должно убедить нацию, что мы не только можем и должны войти в число 50 наиболее развитых стран мира, а достойны весьма большего [2,9]. Ведь фольклор казахского народа - уникальное достояние и богатство казахской традиционной культуры [2,9]. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1. Балабеков Е.О. Казахский музыкальный фольклор: особенности, основные функции, воспитательные возможности и проблемы совершенствования. - Шымкент, ТОО «МиК», 2000. - 178 с. 2. Закирьянов К.К. Под знаком волка: тюркская рапсодия. Кайрат Закирьянов – Алматы: «Алейрон», 2010.-120с. 3. История казахского искусства. В 3-х томах. Алматы, «Арда», 2007. - Том1 416стр., илл. 4. Некрасова М.А. Современное народное искусство. - Л., 1980. 5. Степанская Т.М. Традиции в культурном наследии Алтая //Культурное наследие Сибири. - Барнаул, 2005. Вып.2. 6. Жәкішева З.С. Қазақтың дәстүрлі музыкалық аспаптары. Казахские традиционные музыкальные инструменты. Kazakh traditional musikal instruments. – Алматы: «Алматыкітап», 2008. – 232бет, суретті.
|