УДК 33:001.895 Ключевые слова: инновационное предпринимательство, НИОКР, инновационная активность. В современных условиях глобализации мировой экономики, ужесточения конкурент-ной борьбы, необходимости решения проблем занятости трудоспособного населения ма-лые предприятия являются одним из определяющих факторов стабильного и поступатель-ного экономического и социального развития развитых стран. Опыт развитых зарубежных стран показал, что например: - малые предприятия производят до 70% ВВП в среднем по странам ЕС, 55% в Японии, 50% в США; - на малых предприятиях занято значительное количество трудоспособного насе-ления: 72% в среднем по странам ЕС, 78% в Японии, 75,3% в Южной Корее, 73% в Ита-лии, 54% во Франции и США; - в сфере малых предприятий осуществляется большая часть инноваций, содейст-вующих развитию научно-технического прогресса, например в США – более 50% [1]. Таким образом, мы видим, что, малые и средние инновационные фирмы в развитых странах являются технологическими лидерами в зарождающихся отраслях экономики, открывающие новые сегменты рынка, развивающие новые производства, повышающие наукоемкость и конкурентоспособность производства и тем самым способствующие формированию новых технологических укладов. С учетом сложившихся современных условий развития экономики и наблюдаемой тенденции усиления зависимости благосостояния страны от инновационного потенциала возникает необходимость создания малых предприятий нового типа соответствующих инновационной экономике, это могут быть малые инновационные предприятия. В Послании Президента (март 2006 г.) указано, что основным двигателем индустриально-инновационного развития должен стать частный сектор, а государство будет выступать катализатором и инициатором в вопросах повышения конкурентоспособности экономики, и способствовать созданию и модернизации малых и средних предприятий вовлекая их в инновационный процессы. На наш взгляд, малое инновационное предпринимательство – это специфическая дея-тельность предпринимателя, которая позволяет на инновационной рисковой основе, на полной экономической основе, осуществлять наиболее эффективные комбинации ресур-сов с целью получения предпринимательского дохода, путем создания и активного рас-пространения инноваций во всех сферах экономики. Преимущества малых и средних предприятий в области нововведений: - быстрая адаптация к изменяющимся внешним условиям хозяйственной деятель-ности; - гибкость управления процессом производства, достигающаяся за счет минимиза-ции формальных критериев оценки и упрощением различного рода процедур; - гибкость внутренних коммуникаций; - узкая специализация научных поисков и разработка небольшого круга творче-ских идей [2]. В большинстве развитых стран малые инновационные предприятия представляют со-бой основу для развития промышленности, внося заметный вклад в общественное разви-тие и формирование инновационной инфраструктуры. Эти предприятия в основном на первых этапах ведут разработку, (генерирование идей, зарождение изобретений, создание опытных образцов), и выполняют большую часть НИОКР. Затраты на НИОКР в развитых странах составляют в среднем 2,4% ВВП. В частности в Швеции этот показатель равен 3,8%, Японии – 3,04%, США - 2,6%, Корее – 2,8%, Германии – 2,4%, тогда как в Казахста-не – 0,22% (ЮНЕСКО рекомендует развивающимся странам довести расходы на НИР до 1% ВВП). Такая роль малых предприятий в экономике развитых стран обеспечивается систематической комплексной поддержкой со стороны государств, подкрепленной регу-лярным и значительным по своим объемам бюджетным финансированием. К примеру, в Японии на государственную поддержку малого предпринимательства предусматривается выделение свыше 2 млрд. долл. США ежегодно, в Канаде за 1997-2001 гг. совокупный объем средств, предоставленный субъектам малого предпринимательства, в соответствии с законом о кредитовании малого бизнеса составил 10 млрд. канадских долларов, т.е. в среднем 2 млрд. долл. в год [1]. Создание малых инновационных предприятий – бизнеса, склонного к риску, ориентированного на поиски и доработку инновационных идей – одна из стратегических задач современной инновационной системы. Изучение зарубежного опыта имеет больше значение. Так, например, во многих раз-витых странах малые предприятия создаются и финансируются за счет различных бюд-жетных программ. В США создана одна из самых развитых организационно-правовых инфраструктур поддержки инновационной деятельности. Несмотря на высокую активность частного биз-неса, государство, через поддержку науки и инновационной активности, оказывает суще-ственное прямое и косвенное влияние на повышение конкурентоспособности националь-ного бизнеса. Фондом, успешно занимающимся финансированием фундаментальной нау-ки и инновационной деятельности, является Национальный научный фонд США (NSF). Отличительной особенностью современной деятельности NSF является ее многопрофиль-ность и многопрограммность. Фонд, изначально созданный для решения задачи точечной поддержки научно-исследовательских проектов, сегодня поддерживает самые разнооб-разные программы, такие, например, как создание центров коллективного пользования научными приборами, поддержка национальных меньшинств, развитие отдельных терри-торий и др. Фонд NSF в процессе своей эволюции, вышел за границы финансирования фундаментальной науки и уже более двадцати лет поддерживает инновационную деятельность, в частности, малый инновационный бизнес [3]. Одной из эффективных программ способствующих развитию малых и средних пред-приятий, реализуемых NSF, является Программа инновационных исследований малого бизнеса - SBIR («Small Business Innovation Research» - «Инновационные исследования предприятий малого бизнеса»), реализация, которой осуществляется с 1982 года. Программа имеет целью обеспечение доступа инноваций малых предприятий к феде-ральным государственным контрактам на проведение НИОКР. Чтобы принять участие в этой программе, предприятие должно не менее чем на 51% находиться в собственности или управлении граждан США или неграждан-резидентов, а число работников с учетом всех аффилированных компаний не должно превышать 500 человек. Программа предусматривает мандат, согласно которому каждое из участвующих в ней государственных учреждений должно выделять из бюджета на проведение НИОКР средства на оплату контрактов, заключаемых с малыми предприятиями. В программе SBIR принимают участие 11 федеральных агентств, которые формулируют приоритетные темы НИОКР и обеспечивают финансирование программы. Основной вклад в финансирование программы вносят Департамент Обороны (50%), Службы охраны здоровья (20%), Национальное Космическое Агентство (13%), Департамент энергии (8%) и Национальный научный фонд (5%).Кроме того, законом предусматриваются ежегодное увеличения отчислений не менее, чем 2,5 % бюджета этих организаций. Общая цена контрактов с малыми предприятиями к 2003 году составила более 2 млрд. долларов США. Программа SBIR осуществляется в три этапа. Первый предполагает определение на-учно-технического потенциала и проверку технической осуществимости предлагаемой к разработке идеи. На втором этапе осуществляется ее техническая проработка в свете воз-можностей коммерческого использования. Третий этап предусматривает дополнительное финансирование из частного источника работ по внедрению разработки. Каждый год около 4000 компаний получают выплаты по программе SBIR в размере до 750 тыс.долларов США; в 2003 году общая сумма грантов достигла ,8 млрд. долла-ров США. На долю SBIR приходится 60 % общего объема средств, выделяемых государством в виде финансовой помощи малому бизнесу. Общий объем финансовой помощи малым и средним предприятиям США составляет 2/3 частного рискового капитала. Важно, что SBIR и большинству государственных фон-дов придается большое значение на начальном этапе финансирования, т. е. именно тогда, когда частный рисковый капитал еще не обращает внимания на малые предприятия. Не-которые наиболее известные своими нововведениями американские компании получили финансовую помощь от SBIR на этапе своего становления. Среди них Apple Computer, Chron, Compaq и Intel [3]. Так за период с 1999 по 2004 г. индекс коммерциализации, представляющий со-бой долю коммерчески успешных проектов увеличился с 39 до 42%. По прогнозам аналитиков, на 2006 год значение данного показателя должно составить 45%. Фактором, подтверждающим эффективность стимулирующей функции SBIR, направленной на активизацию инновационной деятельности завершившихся созданием новшеств. Данные, малых предприятий, является количество проектов, полученные в ходе исследования фиксируют результативность 87% всех проектов, выполненных под эгидой этой программы. Отмечено появление 670 инноваций, ставших основой 666 патентов и более 2000 научных статей. Причем наибольшее количество патентов приходится на «новые» высокотехнологичные отрасли: фармакологию, биотехнологию, производство средств защиты окружающей среды. В странах Европейского Союза содействие в развитии малого бизнеса путем проведения рамочных программ осуществляется с 1984 года. В Шестой рамочной программе Европейского Союза по научно-технологическому сотрудничеству на 2003-2006 гг. участию малых предприятий уделено большое влияние, поскольку эти предприятия, работающие в области создания новых технологий, являются базой будущего экономического роста и обеспечения занятости населения в Европе (составляют 99,8% от всех предприятий ЕС, обеспечивают две трети всей занятости населения ЕС). Главная задача Шестой рамочной программы Евросоюза по научно-технологическому развитию (2003-2006 гг.) – объединить европейскую науку для техно-логического развития и повышения конкурентоспособности промышленности путем ин-новационной деятельности. Методы выполнения 6РП разработаны таким образом, чтобы не только оказать максимальную поддержку бизнесу, промышленности, академическим кругам и научно-исследовательским институтам, но и устранить препятствия, ограничи-вающие мобильность ученых стран ЕС. Малым и средним предприятиям (МСП) ведущим свои научные исследования по приоритетным направлениям ЕС в рамках консорциума (минимальное число участников – трое, двое из которых должны быть либо из полноправных стран – членов ЕС, либо из ассоциированных стран-кандидатов) предоставляется грант на исследовательский проект (максимальный размер до 100 000 евро в год в зависимости от количества участвующих). Программа по МСП открыта для организаций из стран СНГ, в том числе и из Казахстана. Программой предусмотрено финансирование участия малых и средних предприятий в размере 2,13 млрд. евро (15% от всего бюджета 6РП), что позволяет считать Рамочную программу одним из мощнейших финансовых инструментов в мире, деятельность которо-го направлена на поддержку исследовательской и инновационной деятельности малого предприятия. Участие малых и средних предприятий в интеграционном проекте должно способст-вовать эффективному использованию результатов научно-технологического развития, а также созданию более благоприятных условий для организации и развития инновацион-ных предприятий, распространения инновационных технологий и возникновения новых направлений экономики для стимулирования инновационной культуры Европы [4]. В Китае с 1988 г. реализуется национальная программа “Факел”, нацеленная на ока-зание содействия коммерциализации достижений в области новейшей техники и высоких технологий и выявление преимуществ научно-технического потенциала Китая. Основным источником финансирования программы «Факел» является аккумуляция общественных средств. В рамках этой программы правительство Китая участвует в финансировании проектов через государственные фонды, кредиты банков, фонды, организуемые за счет иностранных инвестиций и от доходов, получаемых от реализации проектов из средств местных бюджетов. Программа «Факел» осуществляет реализацию проектов малых и средних предпри-ятий, созданных для развития новых высокотехнологичных производств. Проекты данной программы реализуются в соответствии со следующими приоритетными направлениями: электроника и информационные технологии, биотехнология, новые материалы, механотроника, новые виды энергии, энергосберегающие технологии, технологии защиты окружающей среды от загрязнения. Со времени проведения программы «Факел» в 52-х районах высокой техники и но-вейших технологий государственного уровня созданы около 100 обслуживающих центров для предпринимателей. Эти центры сыграли важную роль в ускорении коммерциализации достижений в области высокой техники и новейших технологий, в создании и подъеме предприятий высокой техники и новейших технологий, в формировании плеяды предпринимателей. Ожидаемые результаты программы «Факел»: достижение общего ежегодного дохода по программе до 600 млрд. юаней (72,29 млрд. долл.), из которых 500 млрд. юаней (60,24 млрд. долл.) будет представлять доход от продаж новой высокотехнологичной продукции; общий ежегодный доход от продаж 300 млрд. юаней (36,14 млрд. долл.) от проек-тов программы «Факел», из которых должно быть не менее 3500 проектов государствен-ного уровня, 9000 проектов – местного уровня; создание и утверждение 30000 новых высокотехнологичных предприятий; формирование персонала менеджеров для новых и высоких технологий – 500000 человек. Отбор предприятий для реализации проектов производится ежегодно. В течение по-следних 10 лет было учреждено 2500 предприятий, основанных на новых высоких техно-логиях, освоено около 5000 видов наукоемкой продукции. Продукция новых высоких технологий составила в ВВП Китая к 2000 году почти 3% что в 2 раза выше чем в среднем за период с 1993 - 1997 гг. Именно программа “Факел” позволила Китаю в рекордно короткие сроки поднять собственную науку и технику, а вместе с ними и ориентированные на экспорт наукоемкие отрасли. Уже к середине 90-х годов многие высокотехнологичные и технически сложные продукты (такие, как телевизоры, видеомагнитофоны и т. п.) целиком собираются из китайских комплектующих. Китайская национальная программа «Факел» и другие программы государственного и коммерческого финансирования призваны обеспечить максимально комфортные условия для проведения фундаментальных и прикладных исследований в Китае. Стратегия подъема производительных сил за счет науки и образования должна умножить возможности в научно-технических инновациях и улучшении качества рабочей силы. Программы "863", "Факел", "Искра", "Золотой мост" содействуют подъему отраслей экономики на более высокий технико-технологический уровень [4]. В России с ноября 2003 года Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере реализует программу «Старт» по финансированию инноваци-онных проектов малых предприятий, находящихся на начальной стадии развития, т.е. по выделению так называемого посевного финансирования, дефицит которого очень высок. Бюджет программы «Старт» определен в размере 10 млн. долл. в год, из расчета 25 тыс. долл. на один проект при отборе 400 проектов-победителей. Для реализации программы были назначены уполномоченные организации по всем федеральным округам РФ. Финансирование инновационных проектов на начальной стадии из средств федерального бюджета в России осуществлялось впервые в рамках программы «Старт». По результатам конкурса 2004-2005 гг. создано порядка 474 малых предприятий. Поскольку программа «Старт» находится в зоне рискового финансирования, то пред-полагается, что уровень успеха составит около 10% – показатель, принятый во всем мире в качестве критерия успеха для высокорисковых инновационных проектов. В ходе реализации программы «Старт 2004-2005» были решены следующие задачи: - программа убедила научно-техническое сообщество в реальности государствен-ной поддержки инновационных проектов на первых стадиях; - программа дала возможность авторам получить высококвалифицированную оценку их научно-технических идей; - предоставлена возможность победителям конкурса самостоятельного воплоще-ния в жизнь своих научных разработок; - сформирован активный интерес к Программе внебюджетных инвесторов – отечественных и зарубежных, для которых большое значение имеет государственное инвестирование в инновационные проекты в отношении снижения инвестиционных рисков на начальной стадии становления малых инновационных предприятий. Важным следствием реализации программы является создание реальных и объектив-ных условий и для развития горизонтальных связей между представителями инфраструк-туры поддержки инновационной деятельности, для увеличения их потенциала. Так, для Программы была организована совместная работа различных инновационных центров, университетов, НИИ, малых инновационных предприятий и т.д. по организации и прове-дению экспертизы заявок, мониторингу хода выполнения проектов-победителей, вхожде-нию в число членов российской сети трансфера технологий, обеспечению мероприятий по инфраструктурной поддержке программы «Старт» [4]. Опыт развитых стран свидетельствует об объективной финан¬совой обусловленности инновационных процессов. Подобные программы необходимы и для Казахстана, так как позволяют привлекать динамичные малые предприятия к процессу разработки и вне-дрения инновационных идей, повышают степень коммерциализации науки, что спо-собствует в значительной степени повышению эффективности инновационного произ-водства. Достаточные объемы финансирования фундамен¬тальных и прикладных научных ис-следований, дина¬мизация инновационных процессов в промышлен¬ности за счет стимулирования взаимосвязи науки с частным производством, путем создания малых инновационных предприятий - основные направления инновационного развития экономики Казахстана. В Казахстане, несмотря на то, что малый бизнес составляет свыше 93% из всех пред-приятий, он развит преимущественно в сфере торговли, общественного питания, ремонта автомобилей и изделий домашнего пользования и прочее. Доля сектора малого бизнеса в объеме промышленного производства составляет, по экспертной оценке, 2,8-3,2% в то время как в индустриально развитых странах эти показатели достигают более 50%. Согласно экспертным оценкам, предпринимательская деятельность, связанная с ис-пользованием научно-технических достижений, занимает не более 10% (по числу пред-приятий и количеству работающих) от общего числа предприятий, относящихся к малому и среднему бизнесу. Фактически же количество предприятий малого инновационного бизнеса в Казахстане составляет не более 100 в различных сферах деятельности [5]. Такая ситуация объясняется общим положением в экономике, низкой инновационной активностью крупных и средних предприятий, а также неразвитостью инновационной инфраструктуры, способной оказать им эффективную поддержку в осуществлении инновационной деятельности от генерации новых научно-технических идей и их отработки до выпуска и реализации наукоемкой продукции. К субъектам такой инфраструктуры относятся инновационные центры, бизнес-инкубаторы, технопарки, технополисы, консалтинговые и обучающие фирмы и т.д., задача которых создать благоприятные условия для организации и развития малых высокотехнологичных фирм. Таким образом, малое инновационное предпринимательство нуждается в государст-венной поддержке в силу ряда специфических черт по сравнению с предпринимательст-вом в целом. К таким особенностям относятся, прежде всего: 1) финансовая поддержка научных исследований и проектно-конструкторских ра-бот, которая в данное время находится на низком уровне, в то время как в развитых стра-нах отмечается ежегодное увеличение финансирования фундаментальных и прикладных исследований. По сравнению с Казахстаном доля научных исследований в странах ЕС составляет в среднем 1,8 процента европейского ВВП, этот показатель планируется довести до трех процентов. В США и Японии аналогичный показатель равен 2,8 процен-та и 2,9 процента соответственно. В Казахстане в последние годы объемы финансирования науки составляют порядка 0,2% ВВП. Исходя из стратегических интересов Казахстана, необходимо осуществить поэтапный переход к 2010 году к финансированию науки до уровня 2% от ВВП и до 2,5-3% в 2015 году. 2) неопределенность получения положительного результата при реализации науч-но-технологической разработки в виде коммерческого продукта, постоянное сотрудниче-ство с научными центрами, ведущими ВУЗами, современное информационное обеспече-ние, подготовка и переобучение кадров по вопросам инновационного предпринимательства и др. Реализация государственной политики в этой сфере должна осуществляться, во-первых, через прямую и косвенную финансовую поддержку субъектов малого инноваци-онного бизнеса в формах, предусмотренных Законами РК «О государственной поддержке малого предпринимательства» и «Об инновационной деятельности», и во-вторых, через создание соответствующей правовой базы для самоорганизации малого предпринимательства и развития различных форм его самофинансирования. Условия финансирования малых предприятий Фондом развития малого предприни-мательства РК более соответствует условиям коммерческих банков, с предоставлением обязательного залога, гарантий и т.д. Для массового создания малых инновационных фирм, требуется предоставление им стартового капитала и налоговых льгот, оказания правовой и информационной поддерж¬ки. Для этого необходимо разработать и принять специальную государственную программу создания и финансирования поддержки малых инновационных предприятий, используя опыт развитых ведущих стран (программа США – SBIR, Шестая рамочная программа Евросоюза и т.д.). В этих странах зна¬чительные фи-нансовые ресурсы в сфере инноваци¬онной деятельности сосредоточены в создании еди-ной базы данных, включающей ин¬формацию о новых технологических разработках и их потенциальных потребителях, формировании механизма финансовой поддержки малых и средних предприятий, а также в создании благоприятного налогово¬го режима для моло-дых инновационных фирм. Таким образом, опыт развитых зарубежных стран показывает, что роль малого ин-новационного бизнеса определяется такими важными аспектами как вклад в производство ВВП, влияние на структуру экономики, создание конкурентной среды, рост платежеспособного спроса, развитии научно-технического прогресса, а также в решении социальных и политических проблем. Список литературы: 1. Баткилина Г.В. Малое предпринимательство: тенденции развития и государствен-ной поддержки // Экономика и политика. 2004. № 8. с. 15-24. 2. Морозов Ю.П. Инновационный менеджмент: уч. пособие для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. – 446 с. 3. www.cordis.lu – Официальный сайт информационной службы научных исследова-ний сообщества - CORDIS 4. Соловьева О. Итоги первого тура программы «Старт» (2003-2004 гг.) // Инновации. 2004. №8 (75). с. 16-26. 5. Отчет МИТ РК «О выполненных работах по проведению исследований и выработ-ке рекомендаций по вопросам предпринимательства в области инновационного бизнеса». Алматы, 2003. Источник: Вестник Каз НТУ. – 2007. - №3. – с. 210-216
|