ВходРегистрацияО проектеФорумFAQКонтакты
          
-Сколько доблести, сил и упорства требуется, чтобы поднять Флаг Независимости, столько же доблести, сил и упорства требуется, чтобы удержать его в надлежащем положении.
Нурсултан Назарбаев, Президент Республики Казахстан
Внедрение наукоёмкой модели экономики преследует цель увеличить до 70 процентов долю несырьевой продукции в казахстанском экспортном потенциале. Создание новых высокотехнологических отраслей экономики потребует роста финансирования науки до уровня не ниже 3 процентов от ВВП.
Доступ к мировым информационным ресурсам: Thomson Reuters, Science AAAS, Oxford University Press и др.
Стратегия "Казахстан-2050"
"Наша молодежь должна учиться, овладевать новыми знаниями, обретать новейшие навыки,
умело, и эффективно использовать знания и технологии в повседневной жизни"
Н.А. Назарбаев
УВАЖАЕМЫЕ ПОСЕТИТЕЛИ! В диссертационном зале
АО «НЦНТИ» открыт доступ к Электронной библиотеке
диссертаций Российской государственной библиотеки

(ЭБД РГБ).  Предоставляются услуги просмотра полного текста диссертации или автореферата и их распечатка.
Также предоставляется доступ к  зарубежным базам данных:
1.Web of knowledge (THOMSON REUTERS)
2.Science Direct
3.eLibrary.ru
Телефон для справок: 378-05-58
 
Карта науки Республики Казахстан
Интерактивная
Карта Казахстана
Бесплатный доступ к базам данных
Погода и курсы валют
Информационный сервер xFRK: валютные баннеры для Вашего сайта
Евразийская интеграция
Евразийский экономический союз

Евразийский экономический союз (ЕАЭС) — экономический союз, который должен быть создан к 1 января 2015 года. В экономический союз войдут Белоруссия, Россия и Казахстан. Население 8-е в мире 172,6 миллиона человек, территория 1-я в мире 20 229 248 км², ВВП (ППС) 6-й в мире $ 2,895 трлн.
Экономика
Общий макроэкономический эффект от интеграции постсоветских стран разделяют на несколько пунктов:
• Снижение цены на товары благодаря уменьшению издержек перевозки необходимого сырья/экспорта своего готового товара
• Стимулируется «здоровая» конкуренция на общем рынке ЕАЭС за счет равного уровня экономического развития
• Увеличение конкуренции на общем рынке стран-членов Таможенного Союза благодаря вхождению на рынок новых игроков из общего пространства
• Увеличение средней з/п благодаря уменьшению издержек и повышению производительности
• Наращивание производства благодаря увеличению спроса на товары
• Увеличение благосостояния народов стран ЕАЭС благодаря снижению цен на продукты и увеличению занятости населения в экспансирующихся производствах импортоориентированных/экспортоориентированных фирм
• Повышается окупаемость новых технологий и товаров благодаря увеличенному объёму рынка
Создание наднациональных экономических структур ЕАЭС
В целях создания единого экономического пространства в рамках ЕАЭС предлагается создание наднациональных структур:
• Комиссия по экономике;
• Комиссия по сырьевым ресурсам (устанавливает цены и квоты на сырьевые товары и энергоносители, координирует политику в области добычи, продажи золота и других драгоценных металлов, и др.);
• Фонд по делам экономического и научно-технического сотрудничества, формирующийся за счет вкладов стран ЕАЭС (финансирует перспективные наукоемкие экономические и научно-технические программы, оказывает помощь в решении круга задач, в том числе правовых, налоговых, финансовых, экологических и т. д.);
• Комиссия по межгосударственным финансово-промышленным группам и совместным предприятиям;
• Международный инвестиционный банк ЕАЭС;
• Международный арбитраж ЕАЭС;
• Комиссия по вводу расчетной денежной единицы;
• Комиссия по экологии.

Высший евразийский экономический совет
Евразийская экономическая комиссия
После подписания 18 ноября 2011 года лидерами России, Белоруссии и Казахстана декларации о Евразийской интеграции, со 2 февраля 2012 года начала функционировать Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК), постоянно действующий регулирующий орган Таможенного союза и Единого экономического пространства.
Основное назначение Евразийской экономической комиссии — обеспечение условий функционирования и развития Таможенного союза и ЕЭП, разработка предложений по дальнейшему развитию интеграции.
В настоящее время в составе ЕЭК представлены три страны: Российская Федерация, Республика Казахстан и Республика Беларусь. ЕЭК имеет статус наднационального органа управления и в своей деятельности руководствуется интересами евразийского сообщества в целом, не мотивируя свои решения интересом какого-либо из национальных правительств. Решения комиссии обязательны для исполнения на территории стран-участниц Таможенного союза и ЕЭП.
В основе решения о создании ЕЭК лежит понимание того, что вместе три страны смогут не только снизить негативные последствия глобальной нестабильности, но и активно позиционировать себя на внешних рынках. Таможенный союз и Единое экономическое пространство открыты для участия в нем других государств, которые разделяют цели этого объединения и готовых принять на себя требуемые обязательства.
Важнейшая особенность Комиссии заключается в том, что все принимаемые решения основаны на коллегиальной основе. Коллегия Евразийской экономической комиссии состоит из 9 членов (по 3 Члена Коллегии (Министра) Комиссии от каждой страны-участницы), один из которых является Председателем Коллегии Комиссии.
Председатель Коллегии и Члены Коллегии назначаются сроком на 4 года решением Высшего Евразийского экономического совета на уровне глав государств с возможным продлением полномочий. Коллегия принимает решения путем голосования. Каждый Член Коллегии обладает одним голосом.
Деятельность ЕЭК структурирована по функциональным направлениям, которые курируют Члены Коллегии (Министры). Каждое направление представляет собой блок из отраслей и сфер экономической деятельности. Члены Коллегии и департаменты ЕЭК взаимодействуют с уполномоченными национальными органами власти в рамках своего направления деятельности.
На данный момент в структуре ЕЭК функционируют 23 департамента. При них созданы 17 Консультативных комитетов с целью выработки предложений для Коллегии ЕЭК и проведения консультаций с представителями национальных органов государственной власти. Председателями комитетов являются Члены Коллегии (Министры) согласно их направлениям деятельности.
Один из главнейших принципов деятельности ЕЭК – поддержание всестороннего диалога с ключевыми партнерами. Первый уровень диалога — межгосударственный, предусматривающий выстраивание эффективного взаимодействия с национальными органами власти в процессе выработки и принятия решений. Второй уровень диалога — прямая форма работы с бизнес-сообществом.
ЕЭК занимает активную позицию на международной арене с целью представления деятельности евразийского сообщества и вовлечения в интеграционные процессы ключевых партнеров из европейского и азиатско-тихоокеанского регионов.
Основные направления деятельности Евразийской экономической комиссии:
• зачисление и распределение ввозных таможенных пошлин;
• установление торговых режимов в отношении третьих стран;
• статистика внешней и взаимной торговли;
• макроэкономическая политика;
• конкурентная политика;
• промышленные и сельскохозяйственные субсидии;
• энергетическая политика;
• естественные монополии;
• государственные и (или) муниципальные закупки;
• взаимная торговля услугами и инвестиции;
• транспорт и перевозки;
• валютная политика;
• охрана и защита результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации товаров, работ и услуг;
• трудовая миграция;
• финансовые рынки (банковская сфера, сфера страхования, валютный рынок, рынок ценных бумаг);
• таможенно-тарифное и нетарифное регулирование;
• таможенное администрирование;
• и другие.

Таможенный союз:
В июне 2010 года Беларусь подтвердила, что Таможенный союз будет запущен в трехстороннем формате с вступлением в силу Таможенного кодекса Таможенного союза.
1 июля 2010 года Таможенный кодекс начал применяться на территории России и Казахстана.
6 июля 2010 года Таможенный кодекс вступил в силу на всей территории Таможенного союза.
1 апреля 2011 года на границе России и Беларуси отменён транспортный контроль. Его перенесли на внешний контур границ Таможенного союза.
1 июля 2011 года на границах России, Казахстана и Белоруссии отменён таможенный контроль. Его перенесли на внешний контур границ Таможенного союза.
19 октября 2011 года в Санкт-Петербурге на заседании глав ЕврАзЭС было заявлено о присоединении Киргизии к Таможенному союзу

Темпы роста совокупного оборота внешней (оранж) и взаимной (синяя) торговли стран ТС (рост за квартал по отношению к соответствующему периоду предыдущего года). ТС образован 1 июля 2010 года (синяя вертикальная линия). Источник данных: Евразийская экономическая комиссия, Департамент статистики.
В 2012 году Центр интеграционных исследований Евразийского банка развития провёл социологический опрос в 10 странах СНГ и Грузии (от 950 до 2000 респондентов в каждой стране). На вопрос «Как Вы относитесь к тому, что экономики Беларуси, Казахстана и России объединились в Таможенный союз (который освободил торговлю между тремя странами от пошлин)?» доли ответов «положительно», «безразлично», «отрицательно» составили:

Государства «положительно» «безразлично» «отрицательно»
Украина 57 % 31 % 6 %
Казахстан 80 % 10 % 4 %
Таджикистан 76 % 17 % 2 %
Россия 72 % 17 % 4 %
Узбекистан 67 % 14 % 2 %
Кыргызстан 67 % 15 % 8 %
Молдова 65 % 20 % 7 %
Армения 61 % 26 % 6 %
Беларусь 60 % 28 % 6 %
Азербайджан 38 % 46 % 11 %
Грузия 30 % 39 % 6 %

6177
Условия для развития науки стран-участниц ЕАЭС

Новые технологии меняют мировую организацию производства и определяют конкурентоспособность компаний.
Управление процессами предприятия и системой поставок с применением информационно-коммуникационных технологий, применение новых материалов и новых способов производства с использованием робототехники и интеллектуального моделирования позволяет получить конкурентные преимущества и открывает возможности для формирования высокотехнологичных отраслей промышленности в развивающихся странах.

Это ведет к уменьшению масштабов производства, повышению эффективности использования ресурсов, скорому реагированию на запросы потребителей и росту производительности труда, что сказывается на преимуществах развивающихся стран в стоимости труда, способствует сохранению рабочих мест в производстве развитых стран.

Научно-технологическая конкурентоспособность является одним из определяющих факторов динамичности развития регионального евразийского объединения, ядром его общей конкурентоспособности, в свете нового качества экономического роста и смены доминирующего технологического уклада.

Современная наука носит интернациональный характер и не может развиваться изолированно в отдельной стране. Поэтому для развития науки каждой из стран-участниц ЕАЭС важное значение имеет ее интеграция в мировое научное пространство.

Приоритетными направлениями международной интеграции научно-технологического развития в рамках ЕАЭС должны стать:
всемерное содействие развитию науки в интересах экономического и социального прогресса стран-участниц ЕАЭС, реализации наиболее важных и перспективных научных исследований, активизации научно-инновационной деятельности для интеграции стран ЕАЭС;
усиление влияния научного сообщества на интеграционные процессы в экономике государств ЕАЭС, связанные с эффективным использованием научно-технических достижений;
содействие решению вопросов по улучшению качественных параметров экономической интеграции ЕАЭС, связанных, прежде всего, с упорядочением процессов совместного использования достижений научно-технического прогресса, созданием системы коммерциализации и промышленного освоения высоких технологий как главных двигателей экономического роста и процветания ЕАЭС;
создание условий по формированию инфраструктуры общего научно-технологического пространства и эффективного использования находящихся на территории государств ЕАЭС уникальных научных объектов и сооружений.

Для успешного решения такой постановки задач существенно важным является совершенствование институтов, через которые осуществляется государственное поощрение технологической и научной кооперации, корпоративной интеграции, стимулирование инновационной деятельности экономических субъектов, а также создание перспективных стратегических концепций, разработка и реализация политики освоения экономиками стран ЕАЭС пятого и шестого технологических укладов.

Источник: inform.kz

6177

Тимур Сулейменов, член Коллегии (министр) по экономике и финансовой политике ЕЭК
1 января 2015 года идея Президента Нурсултана Назарбаева о создании Евразийского экономического союза воплотилась в реальность, объединив Казахстан, Россию, Беларусь и Армению в единый мощный экономический блок.

О том, как создание ЕАЭС отразится на развитии входящих в него государств, о новых возможностях, открывающихся перед бизнесом и простыми гражданами, рассказал "Казахстанской правде" член Коллегии (министр) по экономике и финансовой политике Евразийской экономической комиссии Тимур Сулейменов.

– Тимур Муратович, прошедшие в Приаралье IV инвестиционный форум "Байконур" и VI заседание Консультативного комитета по вопросам предпринимательства при коллегии ЕЭК продемонстрировали большие ожидания от ЕАЭС на региональном уровне в Казахстане, России и Беларуси. Насколько они оправданы и как скоро стоит ждать позитивных перемен от укрепления экономического сотрудничества в рамках нового этапа интеграции государств Таможенного союза?

– Создание Евразийского экономического союза, углубление интеграционного взаимодействия наших стран станут важным фактором активизации торгово-экономического сотрудничества между ними, достижения устойчивых темпов экономического роста, предотвращения негативных тенденций, связанных с обострением кризисных явлений в мировой экономике.

Сегодня как никогда актуально использовать потенциал нашего объединения. Это прежде всего общий рынок численностью более 180 миллионов человек (с учетом Армении и Кыргызстана). Совокупный ВВП экономик государств-участников достигает более 2 триллионов долларов. Договор о ЕАЭС направлен на решение задач по повышению благосостояния и качества жизни граждан наших стран. Он предусматривает свободу движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы. Эти 4 свободы представляют собой сущность евразийской интеграции.

В договоре мы прописали необходимость проведения согласованных, скоординированных политик в ключевых секторах экономики – в сфере транспорта, в энергетике, макроэкономике, промышленности и сельском хозяйстве. Создаются широкие возможности для реализации крупных инфраструктурных проектов, что будет иметь мощный мультипликативный эффект для экономического развития наших стран, а также будет способствовать созданию дополнительных рабочих мест, стимулированию внутреннего спроса на рынках государств-участников, повышению реальных денежных доходов населения стран союза.

В настоящее время в рамках ЕАЭС уже функционирует единый рынок товаров, предполагающий свободное их перемещение. Отмена таможенного, фитосанитарного, ветеринарного и иных видов контроля (кроме пограничного) на внутренних границах способствует ускорению товародвижения, позволяет бизнесу экономить время, снижать издержки. Вместе с тем на сегодня пока сохраняются определенные секторы, где до сих пор нет единых рынков. Таких секторов немного, но это существенный объем нашей торговли.

Речь идет о рынках лекарств и медицинских изделий, алкоголя, табака, автомобилей, нефти и нефтепродуктов, газа, электроэнергии. Но по указанным товарам между нашими странами достигнуты конкретные договоренности. В частности, мы рассчитываем, что общий фармацевтический рынок заработает с 2016 года, рынок электроэнергии начнет работу в 2019 году, нефти и газа – не позднее 2025 года.

Важнейшим направлением евразийской интеграции является формирование единого рынка услуг. В договоре о союзе определены основные принципы либерализации торговли услугами, главным из которых становится оптимизация внутреннего регулирования. Данный принцип предполагает поэтапное упрощение разрешительных требований и процедур для поставщиков и получателей услуг, что значительно расширяет возможности для деятельности бизнеса наших стран.

В декабре 2014 года решением Высшего Евразийского экономического совета утвержден перечень секторов услуг, которые будут функционировать по принципам единого рынка. Это такие секторы услуг, как строительные, инженерные услуги (для Республики Беларусь и Российской Федерации с 1 января 2015 года, для Республики Казахстан – в соответствии с планами либерализации, но не позднее 2025 года), услуги, относящиеся к сельскому хозяйству, услуги в области оптовой и розничной торговли, услуги гостиниц и предприятий общественного питания (Республика Казахстан – с 2016 года) и др. По указанным секторам поставщики услуг уже с 1 января 2015 года получают весь спектр свобод, присущий для единого рынка услуг.

В настоящее время Евразийской экономической комиссией совместно с правительствами сторон также разработан перечень секторов услуг, для которых функционирование единого рынка будет осуществлено через переходный период. В этот перечень предварительно включены такие секторы услуг, как рекламные, аудиторские, туристические, услуги по оценке имущества, в области бухгалтерского учета, проведение научно-исследовательских работ и т.д. Главным принципом функционирования единого рынка услуг стран союза является предоставление поставщикам и получателям услуг национального режима или режима наибольшего благоприятствования без каких-либо ограничений и изъятий. Вместе с тем положениями договора предусмотрена возможность для применения государствами-членами ограничений, изъятий из нацио­нального режима и режима наибольшего благоприятствования. Но между нашими странами достигнуты договоренности о постепенном сокращении данных ограничений и изъятий в перспективе и развитии сотрудничества в направлении либерализации рынка услуг.

Функционирование единого рынка услуг станет мощным импульсом для экономического, промышленного роста наших государств, повышения их конкурентоспособности, активизации деятельности бизнеса, создания дополнительных рабочих мест, сокращения безработицы. Таким образом, евразийская интеграция становится важнейшим фактором устойчивого развития наших стран. Активизация интеграционных процессов будет способствовать структурным преобразованиям экономик государств союза, их модернизации и диверсификации, что имеет исключительно важное значение в условиях снижения мировых цен на сырьевые товары и усиления кризисных явлений в глобальной экономике.

– В последнее время в Казахстане, России и Беларуси мы наблюдаем активное принятие мер по улучшению инвестиционного климата и значительное усиление поддержки МСБ со стороны государств. В то же время приоритетными направлениями деятельности ЕЭК также являются упрощение процедур и создание благоприятных условий ведения бизнеса. Что конкретно может предложить инвесторам и предпринимателям ЕАЭС уже сейчас?

– Например, как было отмечено выше, с созданием Евразийского экономического союза с 1 января 2015 года для многих секторов услуг начинает функционировать единый рынок услуг, главной целью которого является устранение препятствий для субъектов бизнеса наших стран по развитию предпринимательской деятельности. В договоре о союзе определены основные принципы либерализации торговли услугами, главным из которых становится оптимизация внутреннего регулирования. Данный принцип предполагает поэтапное упрощение разрешительных требований и процедур для поставщиков и получателей услуг, что значительно расширяет возможности для деятельности бизнеса наших стран. При этом оптимизация внутреннего регулирования должна проходить с учетом наилучшей международной практики (соглашений и правил ВТО, ЮНКТАД, ЮНСИТРАЛ и т. д.).

Другим основным принципом функционирования единого рынка услуг является транспарентность. То есть каждое государство союза обеспечивает открытость и доступность своего законодательства, что является немаловажным фактором для активизации деловой активности и взаимодействия хозяйствующих субъектов. Важное значение для развития предпринимательства в наших странах имеет реализация норм по защите инвестиций. В частности, в соответствии с Договором о ЕАЭС каждое государство союза обеспечивает справедливый и равноправный режим в отношении инвестиций.

Необходимо отметить, что нормы договора предусматривают в отношении инвесторов и инвестиций получение национального режима и режима наибольшего благоприятствования. При этом право выбора между применением национального режима или режима наибольшего благоприятствования предоставляется инвестору в зависимости от того, какой из режимов является наиболее благоприятным. Кроме того, в договоре предусмотрены нормы по возмещению ущерба и гарантиям инвесторам.

Как мною было отмечено ранее, договором предусматривается постепенное устранение существующих изъятий из единого рынка товаров.
Много внимания уделялось проблемам доступа казахстанской алкогольной продукции на рынки России и Беларуси. В связи с этим в целях формирования общего рынка алкогольной продукции Евразийской экономической комиссией совместно с органами государственной власти государств – членов Таможенного союза (ТС) и единого экономического пространства (ЕЭП) разработан проект соглашения о регулировании алкогольного рынка в рамках ЕАЭС. Данный проект соглашения направлен на устранение существующих барьеров во взаимной торговле алкогольной продукцией путем закрепления национального режима в отношении алкогольной продукции всех стран, а также на формирование правовых основ регулирования алкогольного рынка в рамках союза.

В рамках ЕАЭС создается единый рынок государственных закупок, доступ к которому на равных условиях получат бизнесмены всех трех стран. Это позволит расширить возможности доступа на рынки государственных закупок друг друга и повысит конкуренцию, что, соответственно, повлечет рост качества услуг и увеличит экономию государственных средств. В настоящее время объем единого рынка государственных закупок составляет 264 миллиарда долларов.

Кроме того, Договором о ЕАЭС за Евразийской экономической комиссией закреплены полномочия по оказанию бизнес-структурам государств – членов союза содействия при доступе на рынки третьих стран. В частности, комиссия во взаимодействии с уполномоченными органами Беларуси, Казахстана и России будет заниматься также вопросами выявления и устранения барьеров в отношении товаров и услуг союза на рынках третьих стран в целях обеспечения недискриминационного подхода со стороны торговых партнеров.

Весьма важной новеллой является институт проведения оценки регулирующего воздействия проектов решений ЕЭК. В соответствии с Договором о ЕАЭС с 1 января 2015 года проекты решений ЕЭК, которые могут оказать влияние на условия ведения предпринимательской деятельности, должны приниматься с учетом результатов проведения оценки их регулирующего воздействия (ОРВ). Также предусмотрена подготовка коллегией ЕЭК ежегодных отчетов о мониторинге проведения процедуры ОРВ и их внесение на рассмотрение Межправительственного совета на уровне премьер-министров.

Внедрение процедуры проведения ОРВ обеспечит высокий уровень транспарентности и позволит вывести учет интересов бизнеса при подготовке проектов решений ЕЭК на качественно новый уровень. Таким образом, с формированием ЕАЭС значительно расширяются гарантии прав инвесторов, создаются возможности для активизации взаимодействия бизнес-структур наших стран и функционирования общего рынка товаров и услуг в полном объеме, что станет мощным импульсом для экономического развития государств союза.

– Какие еще преимущества в дальнейшем смогут получить предприниматели, работающие на едином рынке ЕАЭС? Намерена ли ЕЭК способствовать развитию такой важной сферы, как электронные торги на едином экономическом пространстве, стимулируя спрос и одновременно производство продукции именно на предприятиях стран – участниц интеграционного процесса, ведь не секрет, что из-за слабой логистики сегодня в большей степени товарооборот между нашими государствами растет за счет приграничной торговли?

– ЕАЭС предоставляет значительные преимущества для предпринимателей наших стран. В частности, вступивший в силу договор о союзе регулирует отношения в сфере государственных закупок. В соответствии с договором одним из основных принципов осуществления госзакупок является предоставление государствам – членам союза национального режима в сфере закупок. Такой режим преду­сматривает, что для целей закупок каждое государство союза обеспечивает товарам, работам и услугам, происходящим с территорий стран союза, режим не менее благоприятный, чем предоставляемый собственным товарам, работам, услугам и собственным потенциальным поставщикам и поставщикам таких товаров, работ и услуг.

В соответствии с договором закупки в союзе должны проводиться путем открытого конкурса, открытого электронного аукциона, биржевых торгов. Проведение конкурса и аукциона должно обеспечиваться только в электронном формате, а к 2016 году государства – члены союза будут стремиться обеспечить переход на электронный формат и при заключении договоров (контрактов) о закупках.

Следует также отметить, что в декабре 2013 года решением Коллегии ЕЭК утвержден План мероприя­тий по вопросу взаимного признания электронной цифровой подписи, который успешно реализуется нашими странами и нацелен на формирование системы электронных торгов в сфере госзакупок. Внедрение данной системы будет способствовать повышению оперативности, прозрачности сделок, снижению издержек и формированию общего рынка госзакупок. В свою очередь расширение возможностей доступа предпринимателей наших стран на рынки государственных закупок друг друга будет способствовать созданию конкурентной среды, что, соответственно, повлечет рост качества услуг и увеличит экономию государственных средств.

– ЕАЭС, как отмечалось на форуме "Байконур", станет одним из крупнейших экономических объединений в мире, к тому же располагающим значительными природными ресурсами. Уже сегодня руководители компаний и главы государств Европейского союза, Китая и многих других стран говорят о необходимости выстраивать более тесные партнерские отношения с новым блоком. Предусматривает ли создание ЕАЭС какие-либо новые механизмы для развития такого сотрудничества и усовершенствования условий для привлечения внешних инвестиций или акцент будет делаться на перенаправлении инвестиций стран ЕАЭС, привлечении собственных финансовых средств для развития своих экономик?

– Мы не закрытое объединение. Мы планируем привлекать инвестиции и готовы сотрудничать со всеми заинтересованными сторонами. Формирование же общего рынка товаров, услуг, капитала создает еще более широкие возможности для развития инвестицион­ных связей с третьими странами.

Важное значение для государств ЕАЭС имеет развитие сотрудничест­ва со странами Европейского союза. ЕС – это крупнейший торговый партнер наших стран. Для государств "четверки" товарооборот с государствами ЕС составляет более половины общего объема товарооборота с третьими странами. Сегодня также рассматривается идея создания зоны свободной торговли между Евросоюзом и ЕАЭС.

Конечно, эта идея пока обсуждается на уровне дискуссий. Но ее реализация приведет к тому, что уже сейчас стали называть термином "интеграция интеграций".

С другой стороны, сегодня раскрываются большие перспективы для активизации сотрудничества ЕАЭС с Шанхайской организацией сотрудничества. Сегодня наши китайские коллеги реализуют грандиозный проект создания "Экономического пояса Шелкового пути". В Китае активно реализуются меры по развитию транспортной инфраструктуры, строительству скоростных железных дорог. В частности, поэтапно реализуется стратегический план по созданию транспортно-экономического коридора – Нового шелкового пути, который будет стартовать в Пекине и других мегаполисах востока КНР, а заканчиваться, возможно, в Лондоне, Роттердаме или Барселоне.

Странами ЕАЭС в настоящее время реализуется не менее перспективный проект развития международного транзитного коридора Западная Европа – Западный Китай, главным преимуществом которого является сокращение времени доставки товаров из Китая в европейском направлении. Кроме того, важное значение приобретает развитие сотрудничества государств союза со странами ШОС в энергетической сфере. Как известно, одним из приоритетных направлений деятельности ШОС является формирование энергетического клуба. Поэтому наши страны могли бы создать основу для функционирования в перспективе единого энергетического пространства, что будет способствовать укреплению экономической безопасности всего евразийского региона.

Таким образом, создание ЕАЭС, развитие сотрудничества наших стран с другими крупнейшими интеграцион­ными объединениями (ЕС, ШОС, АСЕАН) создадут основу для формирования в перспективе общего экономического пространства между Европой и Азией.

– Новый этап экономической интеграции предусматривает комп­лексные меры в финансовом секторе. В частности, ЕЭК совместно с национальными регуляторами уже разрабатывает "дорожную карту" по гармонизации национальных законодательств в финансовой сфере. Как эта работа отразится на финансовых рынках, движении капитала? Каковы перспективы введения единой валюты на территории ЕАЭС?

– Важнейшим приоритетом интег­рационного взаимодействия государств союза является формирование общего финансового рынка. Для достижения этой цели наши страны будут поэтапно углублять экономическую интеграцию и осуществлять гармонизацию законодательств в сфере финансового рынка. Изначально нам надлежит договориться о единых требованиях к участникам финансовых рынков. Эти требования достаточно похожи в наших странах, но есть тем не менее и существенные отличия. После этого, если не параллельно с этим, на втором этапе мы сможем создавать нормативную основу и вырабатывать единые технологии и общие процедуры надзора регулирующих органов за участниками финансовых рынков. Соответствующее соглашение об информационном взаимодействии между регуляторами, разработанное ЕЭК и утвержденное нашими странами, позволит выстраивать этот надзор трансгранично.

Единые требования и общие подходы к надзору – необходимые ступеньки для достижения качественно нового уровня интеграции: взаимного признания лицензий участников финансового рынка, то есть возможность, получив лицензию в одной стране, осуществлять финансовую деятельность во всем ЕАЭС. Наконец, к 2025 году нам предстоит изучить вопрос о создании наднационального регулирующего органа на финансовых рынках. Несомненно, решение этого вопроса будет знаменовать начало нового этапа в построении общего рынка, его выведение на действительно наднациональный уровень.

Что касается единой валюты, то следует отметить следующее. Тот уровень интеграции, который в настоящее время существует в экономике наших стран, говорит о том, что объек­тивных экономических предпосылок для введения единой валюты на прост­ранстве стран – членов ЕАЭС пока нет. О создании единой валюты сейчас пока говорить рано, поскольку нет достаточных товарных потоков, потоков услуг, капитала, инвестиций. Плюс проведение единой денежно-кредитной политики на практике потребует проведения единой бюджетной и налоговой политики, что не заложено в Договоре о ЕАЭС. Этот вопрос в настоящее время не обсуждается сторонами.

Вместе с тем задачи по проведению нашими странами согласованной валютной политики актуальны. При отсутствии тарифной и нетарифной защиты несогласованные действия в час­ти курсов валют ведут к искажению конкурентной ситуации на рынках и вредят стратегическим целям союза.

– ЕАЭС открывает новые возможности для передвижения в границах единого экономического пространства не только капиталов, товаров, услуг, рабочей силы, но и предусматривает изменения в налоговой политике, в сфере защиты интеллектуальной собственности. Как отразятся эти перемены на работе предпринимателей, на жизни рядовых граждан?

– В соответствии с договором о сою­зе определены направления, которые решают ряд проблем. В частнос­ти: гармонизацию (сближение) ставок акцизов по наиболее чувствительным подакцизным товарам; дальнейшее совершенствование системы взимания налога на добавленную стоимость во взаимной торговле, в том числе с применением информационных технологий.

Одновременно хочу отметить, что Договором о ЕАЭС в отношении товаров союза определен национальный режим, который предусматривает то, что импортированный товар должен иметь не менее благоприятные условия на внутреннем рынке, чем подобные товары отечественного производства. Другими словами, страны-участницы предоставляют товарам те же условия налогообложения, что и аналогичным товарам отечественного производства.

Договором о ЕЭАС урегулированы нормы, позволяющие избежать двойной налог на добавленную стоимость (НДС) при ввозе физическими лицами товаров личного потребления, включая транспорт. Также при передаче товарно-материальных ценностей структурными подразделениями одного юридического лица, расположенными в разных государствах-членах, при помещении товара под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления НДС не подлежит уплате.

Одним из важных аспектов функционирования ЕАЭС является закреп­ленная в договоре система унифицированной правовой охраны, защиты и использования интеллектуальной собственности, соответствующая международным стандартам, в том числе нормам
Соглашения Всемирной торговой организации по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС). Это однозначно повысит привлекательность государств-членов для инвесторов в наукоемких отраслях и в целом по всем отраслям, где защита интеллектуальной собственности имеет важное значение. Договор и ряд соглашений, подготовленных в его развитие, упрощают осуществление административных процедур, связанных с предоставлением правовой охраны объектам интеллектуальной собственности, стимулируют на создание и коммерциализацию объектов интеллектуальной собственности, повышают эффективность организации деятельности субъектов, выступающих в качестве владельцев и пользователей прав на объекты интеллектуальной собственности.

Кроме того, унифицированный механизм защиты прав интеллектуальной собственности позволит эффективно противодействовать распрост­ранению контрафактных товаров на всем пространстве ЕАЭС, что крайне важно не только для развития добросовестного предпринимательства, но и для обеспечения здоровья населения, недопущения нанесения морального вреда потребителям.

– Что изменилось для граждан стран – членов ЕАЭС с началом функционирования союза? Какие "плюсы" от экономической интеграции получили граждане наших стран, прежде всего в социальном плане – как будет регулироваться рынок труда? Будут ли признаваться дипломы об образовании? Можно ли получить медицинскую помощь, например, в России, отдать ребенка в детский сад или школу, являясь гражданином Казахстана? Как решается вопрос по пенсиям?

– С момента начала функционирования Евразийского экономического союза граждане стран союза будут вправе работать в любом государстве – члене союза без получения разрешения на осуществление трудовой деятельности в государстве трудоустройства. При этом Договор о ЕАЭС прямо устанавливает, что государства – члены союза не применяют ограничения, установленные их законодательством в целях защиты национального рынка труда. Таким образом, с 1 января 2015 года на территориях Армении, Беларуси, Казахстана и России гражданам всех этих государств можно будет работать на одних и тех же правах.

Ранее они устраивались на работу в другой стране как нерезиденты. А это значит, что работодатель должен получить квоту на привлечение иностранной рабочей силы, заполнить ряд заявлений в местном управлении труда, выполнить другие формальнос­ти, в том числе связанные с тем, чтобы доказать, что на местном рынке труда нет соответствующего специа­листа. И только потом работодатель может принять на работу иностранного гражданина. Теперь все это отменяется. Можно приехать в другую страну и сразу приступить к работе. При этом взаимное признание дипломов будет производиться в автоматическом порядке. Помимо прямого облегчения жизни для работников, эта норма положительно скажется на наших вузах.

Третий аспект касается налога на доходы физических лиц – граждан государств – членов ЕАЭС, который теперь будет уплачиваться по внутренней резидентской ставке с первых дней работы по найму, а не по прошествии 183 дней, как было ранее. На мой взгляд, это существенно и для работников, и для работодателей.

Другая важнейшая новелла: в рамках Договора о ЕАЭС мы добились национального режима для граждан всех четырех стран в части социального обеспечения. К примеру, в детский сад, школу вашего ребенка примут на тех же условиях, что и граждан той страны, куда вы приехали. То же касается медицинского обслуживания. В каждой стране в рамках ЕАЭС все медицинские услуги, гарантированные государством, будут в равной степени доступны всем гражданам стран союза.

По пенсиям в Договор о ЕАЭС мы заложили обязательство решить вопрос с экспортом пенсий и зачетом трудового стажа, накопленного в другой стране – участнице союза. И сейчас Евразийская экономическая комиссия совместно со сторонами работает над договором о пенсионном обеспечении, который вступит в силу уже после 2015 года.

– И в завершение нашей встречи хотелось бы поговорить о перспективах расширения ЕАЭС. На постсоветском пространстве уже немало республик изъявили желание присоединиться или прорабатывают такую возможность, проявляют большой интерес к новому блоку Турция, Иран, Египет и другие государства, которые в ближайшем будущем могут заключить договоры о зоне свободной торговли. И это в то время, когда ЕАЭС только начинает функционировать. С чем связан такой большой интерес к объединению?

– В настоящее время мы наблюдаем процессы расширения ЕАЭС. Так, Армения с 1 января 2015 года стала полноценным членом нашего объединения. Кыргызстан в мае текущего года также планирует полноценно функционировать в рамках союза.

Интерес, конечно же, связан с тем, что торговать и инвестировать в рамках общего экономического пространства, где действуют единые нормы регулирования бизнеса в ключевых областях, гораздо проще и коммерчески выгоднее, нежели иметь дело с пятью разными системами регулирования, таможенным контролем на границе, различными нетарифными барьерами.

Источник: kazpravda.kz

6177

4 февраля в Москве на заседании Совета Евразийской экономической комиссии был одобрен проект распоряжения Евразийского межправительственного совета (ЕМС) «О разработке концепции создания Евразийского инжинирингового центра по станкостроению». Об этом сообщает пресс-служба ЕЭК.
«В соответствии с распоряжением Правительствам стран-участниц Евразийского экономического союза (ЕАЭС) совместно с ЕЭК поручается разработать проект концепции создания Евразийского инжинирингового центра по станкостроению (ЕИЦ) и внести его на рассмотрение очередного заседания ЕМС», - говорится в сообщении.

Принятию решения о создании ЕИЦ предшествовала большая аналитическая и исследовательская работа, проведенная комиссией совместно со сторонами. ЕИЦ рассматривается как структура, которая объединит научно-технический потенциал стран-участниц ЕАЭС в станкостроении.

Создание ЕИЦ расширит возможности развития предприятий отрасли в странах-участницах ЕАЭС и углубления производственной и научно-технической кооперации. ЕИЦ также будет способствовать модернизации промышленных производств за счет применения инновационного станкостроительного оборудования, выпускаемого на территории ЕАЭС. Проект концепции создания ЕИЦ определит форму, структуру, цели, задачи и источники финансирования деятельности центра.

Кроме того, члены Совета ЕЭК рассмотрели вопрос об унификации стоимостных и весовых норм беспошлинного ввоза товаров для личного пользования, пересылаемых в международных почтовых отправлениях и доставляемых перевозчиком.

Было принято решение до вступления в силу Таможенного кодекса ЕАЭС сохранить ныне действующие нормы, установленные в странах-участницах Союза на национальном уровне. Таким образом, пока правила трансграничной интернет-торговли остаются прежними.

Также в ходе заседания было одобрено распоряжение о назначении председателем Совета ЕЭК на 2015 год члена Совета от Республики Беларусь Василия Матюшевского.

Кроме того, одним из основных вопросов повестки дня Совета стал вопрос подготовки проектов протоколов об условиях присоединения Кыргызской Республики к ЕАЭС.

Источник: inform.kz

6177
Спикер Мажилиса отметил главные компоненты экономического взаимодействия ЕАЭС и Китая

В ходе своего выступления на Международном форуме «Евразийская экономическая перспектива», говоря о точках сопряжения ЕАЭС и китайской инициативы «Экономический пояс Шелкового пути», председатель Мажилиса Кабибулла Джакупов отметил три главных компонента, которые, по его мнению, будут составлять базовую основу экономического взаимодействия.
Прежде всего, это развитие транспортной инфраструктуры и её интеграция в международные транспортно-коммуникационные коридоры, сообщает пресс-служба аппарата Мажилиса Парламента РК.

- Казахстан уже сегодня готов стать важным звеном транспортно-транзитной магистрали, соединяющей рынки Китая, Европы, Ближнего Востока и Южной Азии. С этой целью реализуется План инфраструктурного развития страны «Нурлы жол, - отметил К.Джакупов.
В целях объединения транспортно-инфраструктурного потенциала стран председатель Мажилиса высказал предложение подготовить Программу транспортно-коммуникационного взаимодействия государств-членов ЕАЭС и Китая.

Следующим важным компонентом, по мнению К.Джакупова, могло бы стать принятие комплекса мер по укреплению торгово-экономического, индустриального и инвестиционного сотрудничества государств-участников ЕАЭС и Китая.

В этой связи, по мнению спикера Мажилиса, Евразийской комиссии совместно с отраслевыми министерствами государств-членов можно было бы подготовить Программу промышленного развития стран ЕАЭС в свете взаимодействия с Китаем.

- Для этого мы могли бы использовать не только финансовые средства наших государств, а также Евразийского банка развития, Азиатского банка инфраструктурных инвестиций и Фонда Шелкового пути и других международных финансовых институтов, - отметил К.Джакупов.

Третьим важным компонентом председатель Мажилиса назвал сферу инноваций и технологий.

Как отметил К.Джакупов, необходимо проработать вопрос развития сотрудничества научно-исследовательских институтов и вузов.

- Сегодня Китай является одним из мировых центров разработки инновационных технологий. Ежегодно Китай тратит более 200 млрд. долларов США на научно-исследовательскую и конструкторскую работу. Студенты «Назарбаев Университета», в стенах которого, кстати, Председатель КНР Си Цзиньпин озвучил инициативу создания Экономического пояса Шелкового пути в 2013 году, могли бы изучать опыт и сотрудничать с ведущими университетами и научно-исследовательскими центрами России и Китая по направлениям инновационного развития, - сказал К.Джакупов.

По словам спикера Мажилиса, важно также создавать возможности для использования ресурсосберегающих, альтернативных и возобновляемых источников энергии.

- Обмен технологиями, инновациями в рамках ЕАЭС и проекта Экономического пояса Шелкового пути окажет мощное влияние на индустриальное развитие и в целом повышение конкурентоспособности экономик государств-участников, - выразил уверенность К.Джакупов.

По мнению спикера Мажилиса, профильные министерства государств-членов могли бы подготовить Концепцию инновационного сотрудничества между государствами-членами ЕАЭС и Китаем.

Источник: inform.kz

6177
050026, Алматы, ул. Богенбай батыра, 221
Тел: 8 (727) 378 0509
E-mail: dir@inti.kz
            Все права защищены
©ННП 2013