Блоги

Добавить запись в блог
Надпись на сосуде, найденном в Надь Сент Миклош
(из монографии «Откровение Вещего Кота»)

Надпись на сосуде,найденном в Надь Сент Миклош:
(взята из интернета, принадлежит аваро-булгарам)

В русской графике:
БОУХЛА : ЗОАПАН : ТЕСХ : ДУГЕТОИГХ :
БОУТАОУЛ : ЗОмАПАН : ТАГРОГХ : ХТЗИГХ : ТАИСХ.

Привожу вероятный перевод со звучанием, принятом в казахском языке. Знаком ; обозначаю комплекское сложение слов.
БОУХЛА – БОй – имя собственное + УХЛА «сын», ср. ОГЛЫ в турецком, азербайджанском «сын». БИІК «высота» ; КАЛА «город»; БАЙ «1. богатый 2. хозяин» КАЛА «город». БАЙКАУ «следить; наблюдать» ; КАЛА «город». Вероятно, имеется в виду современный город Байя на Дунае. Напоминаю, что сосуд был найден поблизости - в Надь Сент Миклош.
ЗОАПАН - ЖУПАН «управляющий» известен исторически у южных славян = ЖУА «дикий лук» ПАНА «защитник; покровитель». Понятие «дикий лук» можно выразить по-казахски - ШЕРЛАК «дикий», т.е. львиный ПИЯЗ «лук», т.е. БИЙ АЗ «бий малый». Прилагательное «Львиный» означает принадлежность к скифам (скифы это львы) и в частности, - к аварскому народу – сравни АВАРИС = АУ АРЫС «охота лев, т.е. охотящийся лев». «Бий малый» может пониматься как «бий Малой Скифии, т.е. ТАУ АРЫС «горный лев»; «горная семья», т.е. по происхождению из племени тавров. Для нас интересно утверждение исследователей, что на рассматриваемом сосуде есть изображение горного козла. ТАУ ТЕКЕ «горный козёл» генерирует этноним ДАИ ДАК. На скалах северо-восточного Копетдага с глубочайшей древности выбиваются вероятные тотемы местного населения - горные козлы. Тамга первого князя руссов Рюрика напоминает как бы выполненное из камня изображение головы горного козла. То, что изображена голова каменного козла означает, что Рюрик относился к роду предводителей племени «горного козла» или «каменного козла» - БАС ТАС ТЕКЕ = «Головной; начальный ТАСТАК». В просторечье Рюрика можно назвать «главным киргизом»!
Считаю, что славянское «князь» возникло от тюркского словосочетания с характерным славянским смягчением КЪНь АЗь «хан малый». Говорили же русы, смягчая мягким знаком следующую фразу: «АЗ ЕСЬМЬ» - АЗ «малый; малое» ЕСИ «имя» -М «моё». (Предполагаю, что в древности, казахское ЕСИМ «имя» также предполагало значение «моё имя»). Ещё спрашивали казака в поле: «ГОЙ ЕСИ» добрый молодец?», что означает «какое имя добрый молодец?». Как видим, в древности русы неплохо говорили по-тюркски, только окали, как узбеки и киргизы. То, что князь означает «хан малый», как будто бы подтверждает и СоПИ. Сказал же Святослав, обращаясь к русским князьям: «Про своё малое молвить – то великое!»
ТЕСХ – ТЕСіК «сведующий» может подразумеваться смысл - ТОБЕСІ ТЕСіК «понимающий языки». Его прозвище ТЕСіК «дырявый».
ДУГЕТОИГХ – ДУГЕ – ДОКЕЙ «высокопоставленный» ТОЙ «пир (свадебный); празднество»; ГХ(а) - предлог «на», ДОКЕЙ ТОЙГа «высокопоставленный на (свадебном) пиршестве; празднестве».
БОУТАОУЛ – БОЙ ТАУ YЛ «сын Бойтау» (сын как конкретного человека по имени Бойтау, так и представитель рода Бойтау). Имя (как человека, так и рода) переводится - БОЙ ТАУ «рост гора», т.е. в переносном смысле «ростом с гору». «Сын Бойтау» мог быть из БОУТА (ОУЛ) аула (населённого пункта Буда - предтечи Будапешта). Фетиш этого народа - БYЙДА «верёвка, служащая для вождения верблюда». См. древности Салтово-Маяцкой культуры, где имеется изображение полного человека с усами, рядом с которым верблюд, запряженный в арбу. Ещё один фетиш проявляется в последующем построении.
БО + УТ ; ТАО – БУ «пар» ОТ «огонь» ; ТАУ «гора», т.е. «огнём и паром дышащий вулкан». Цветовая гамма этого народа – «бело-красная». Белый это пар, красный - огонь.
Такое построение дополняет БУУ «задыхаться» ТАУ «гора». Ср. АШУ БУУ «задыхаться от гнева», где АШУ «гнев, возмущение».
ЗОАПАН – З(Омега)АПАН – такой же ЗОАПАН - жупан, только МЕГА греч. «большой», т.е., вероятно, жупан из Архи Скифии, Великой (Большой) Скифии. Опять есть вероятность того, что авары могли быть носителями Салтово-Маяцкой культуры, а, затем, сместились на запад. Хотя слово жупан, как показано выше означает «львиный малый бий», следовательно, мегажупан, это предводитель малых биев, т.е. Малой Скифии – Таврии (Горного Льва).
ТАГРОГХ – ТАГРОГХ(е) – ТАКЫР «1. голое место без растительности 2. гладкий; бритый (о голове)» + ОГан «ему; тому»; ОК «стрела, здесь род»; ОКА «позумент; галун»; YКІ «филин». Цитата из Карамзина: «Народ греческий с любопытством и ужасом смотрел на их послов: одежда сих людей напоминала ему страшных гуннов Аттилы, от коих мнимые авары отличались единственно тем, что не брили головы и заплетали волосы в длинные косы, украшенные лентами [с.24]». Т.е. гуннские или истинные авары брили головы. В гуннской среде были широко популярны огнива в виде изображения филина с большими пустыми глазницами. ШАКПАК «огниво» = СЕОК БАК «счастье, удача»; БАКАЙ «вечность» в болгарском. Может подразумеваться и ТАГ(н)РОГХ = Таганрог (прежнее место обитания лысого народа. Их визитка – рогатая очажная подставка). Есть г. Кривой рог, т.е. КИСЫК (во Влесовой книге – помощник русов). ТАГАН и АЛЧЕ (КИСЫК=КАЗАХ, т.е. Алаш=Алче) в асыке… Прямодушный и криводушный… Лысый, он же плешивый – ТАЗ (народ аргиппеев). Ср. ДАЖЬБОГ – бог неба. КИИЗ АК (войлок белый)… = КАЗАК.
ТАГРУКХ – Тагруку, где ТАГРУК – имя собственное. ТОГА «пряжка, бляшка»; ТАК «трон; престол» РУХ «дух» ХА (на) «на троне духа». ТАК «трон; престол» РУ «род» КОК «небо». «Трон Духа Неба», «Трон Небесного Рода» созвучно имени третьего сына князя Великой Болгарии Кубрата – Аспаруха. ОСПАН РУХ «Небо Дух». Вероятно, имя четвёртого сына Кубрата было Бойтау (Буда), а его сына - Тагрух. Цитата о том, куда он ушёл из Великой Болгарии: «… четвёртый в Паннонию, или Венгрию, к аварам…[здесь же, с.26]».
ТАГР в болгарском то же, что и ТОГЗ «девять». Всё слово может обозначать «принадлежащий к девятистрельному союзу племён» - ТАГР «девять» ОК «стрела». Цитата об остатках авар: «Разделив силы свои на девять обширных укреплённых станов, они ещё долгое время властвовали в Дакии и в Паннонии» [там же, с.26].
ТАГЫ «дикий» РУХ «дух». ТАГЫ «дикий» РУ «род» КОК «небо». Сравни «дикие половцы». Дикое УРК «сердце-семя-утка». Застёжка (пряжка), соединяющая «сердце-семя-утку» с ремнём «бел» - см. древности Чатал-Хююка... Следовательно, пряжка это символ предводителя - объединителя племени белургов (по-гречески «аистов»), т.е. скифов. Племя белургов жило в Северном Причерноморье, Казахстане, Сибири и являлось этногенератором протоиндской цивилизации. Судя по трём головам сидящего в позе лотоса протоиндского божества, это племя относилось к чувашскому этносу. На поясе у него висит украшение в виде сердца (БЕЛ УРГ). По-русски это божество звали Триглав. ИС ВАС «три головы» ИС ВАСТИК «дело начальник» = «свастика». Дикие это вероятно, свободные. Ср. у Геродота амазонки высадились в земле свободных скифов. От свободных скифов и амазонок произошли савроматы (царские сарматы).
ТОГА «пряжка, бляшка»; - то же что и АЙЫЛБАС, что также переводится как «глава лунного народа, т.е. кипчаков (тамга Айбас)», они же большие юэджи; «подпруга - голова», т.е. БЕЛБАС «ремень-голова» (см. бляху в виде изображения всадника из Иссыкского кургана со знаком БЕЛ на голове); БАСКЫР «голова дави (этноним башкир)». ТАГР ОГіХ «тохарский олень» (малых юэджи называли тохарами). ДАГАРА «большой мешок» КОК «небо». В Майкопской (а также в Фатьяновской) культуре имеются огромные сосуды, напоминающие большой мешок. Сравни МАЙ «жир» КАП «мешок» = Майкоп и название поселения Мешоко созвучное славянскому «мешок», а также мешковидные сосуды из этого поселения как бы с завязками (в виде кошельков?). У поляков есть культурный герой Мешко.
О пятом сыне Кубрата, ушедшем в Италию [там же…с.26]. Вероятно, он ушёл к лангобардам (длиннобородым), т.е. к сколотам – СКЛ «борода» ОТ «огонь». Цитата: «Баян… овладел большею части Дакии, а скоро и Паннониею, или Венгриею, которую лангобарды уступили ему добровольно, желая искать завоеваний в Италии» [здесь же, с.24] .
ХТЗИГХ - ХТЗИГХ(е) – КYТ «счастье» ЫЗЫГХ(е) «счастливому ызыху», «тому, кто имеет счастливый ызых»; принадлежащий племени «счастливых зихов». Зихи известны на Кавказе.
ЖИЕК «I воротник II. кант; оторочка; кайма». ЗЫГыр «лён».
ТАИСХ – ТАЙ «годовалый жеребёнок» САГ «собака»; САУГА «подарок из военной или охотничьей добычи; САЯК «мерины или молодые кони, выделенные в отдельный косяк»; САУЫК «увеселение»; САГА(Н) «1. миска 2. тебе».

Перевод: «Сын Бойя (пограничного) города Бой (Байя; город назван по имени отца дарящего) управляющий, Тесх (имя переводится как «сведующий») высокопоставленный на (свадебном) пиршестве сыну Бойта (Буды; аул назван его именем) Бойта аула (населённого пункта Буды – предтеча Будапешта) Мега управляющему Тагруху (главе лунного народа [кипчаков] девятисрельного союза на «троне духа») счастливому изыху (носящему сорочку из льна с каймой по воротнику) подарки из военной (или охотничьей) добычи на увеселение: жеребёнок (косяк молодых лошадей), собака, миска».

Из надписи мы узнаём, что поздние авары говорили УХЛА «сын», а болгары (кипчаки) как и казахи УЛ «сын». Словосочетание на «троне духа» подразумевает, что авары уступили правление своему анту Буде – четвёртому сыну Кубрата. Тот назвал сына в честь девятисрельного союза и имени этого объединения аваров – даков (даи-дахов), они же тавры, только с приставкой РУХ «дух». /Похоже, что и летописный Рюрик, судя по тамге ТАСТАК «каменный дак» (козёл) был тавром, т.е. аваром/. Осталось объяснить, почему миска с надписью оказалась в Надь Сент Миклоше. Наверное, миска Тагруха не заинтересовала, и он оставил её хозяину, хотя пути кладов не исповедимы.

© Изъящев Т.П., 2016
(из книги "Откровение Вещего Кота", ISBN 978-601-06-3798-6
Свидетельство о государственной регистрации прав на объект авторского права №1952 от 19.09.16г.)

PS. Как мы помним с верхнего палеолита кипчаки делились на весёлых (когда серп Луны напоминает улыбку) и грустных (когда серп Луны направлен концами вниз). Тагрух, как мы узнаём из надписи, принадлежал к счастливому изыху. Фараон Эхнатон и его прекрасная жена Нефертити (правильно Нефертот - "Внучка Тота") также принадлежали к счастливому изыху. Нефертити называли в Древнем Египте "владычицей радости".

© Copyright: Темиргали Изъящев, 2016
Автор: Темиргали Петрович Изъящев
Для того, чтобы оставить комментарий, вам необходимо пройти авторизацию на сайте