Введение Любая теория - это продукт действия, т.е. практики. Рождаясь из нее, она способствует ее перспективному развитию. Иными словами, теория и практика по сути неразделимы и лишь в ходе их эволюции возникают отдельные моменты, свидетельствующие о закономерной прерывности формы и вида деятельности. Эта закономерность наглядно выступает в учебном процессе. Объекты и методы исследования На первых двух курсах студенты специальности «Дизайн» проходят общетеоре¬тические дисциплины во взаимосвязи с практическими заданиями по отдельным дисциплинам. Одним из профилирующих предметов является «Композиция». Данный предмет «предусматривает рассмотрение вопросов, связанных с вопросами пространст¬венных искусств, разбор и пояснение таких основных категорий композиционного мыш¬ления, как ритм и его разновидности, рассмотрение основных категорий вырази-тельности, как динамика, статика, гармония и их особенности, оттенки, такие, как движение и напряжение, баланс и покой, уравновешен¬ность и синтез и т. д». Необходимо отметить, что студенты проявляют желание узнать о предмете или явлении наиболее полно и всесторонне. В целях освоения материала студенты должны получить представление о ритме, не только как об условном понятии, но и как о явлении и закономерности онтологического характера: как, например, ритмы солнечной активности, взаимосвязанные с этим ритмы геологических и атмосферных явлений, и до ритмов социальной и биологической жизни. Кроме таких профилирующих предметов студенты также проходят и компоненты по выбору, предлагаемые к изучению в данном конкретном учебном учреждении. Например, цветоведение, пластическая анатомия, проектная графика и т.д. Для того чтобы связать эти знания воедино в будущем результате - тематическом учебно-творческом задании, студенты должны ознакомиться и осознать те требования, которые обусловили бы их максимальную активность и оптимальный вариант решения поставленной задачи. К таким требованиям можно, прежде всего, отнести три группы: 1. Социально-экономические и функ¬циональные: • Всестороннее знание адресата; • Удобность в обращении; • Экономичность в производстве. 2. Пластико - конструктивные: • Технологические особенности избранного материала; • Отличительные характеристики его от других материалов; • Структурные особенности формообразования. 3. Стилевые и эстетические: • Единство формы и содержания; • Тематическая направленность; • Критика формальных решений аналогичных заданий или работ. Результаты и их обсуждение Перейдем к тезисным характеристикам каждой из этих групп требований.
Социально-экономические и функциональные: Всестороннее знание адресата Художественное достоинство изделий дизайна, продукции как малосерийного так и промышленного производства - категория не только эстетическая, но и экономическая, а именно стимулирует спрос, что повышает у потребителя уровень вкуса, вызывающий его же требовательность, что, в свою очередь, стимулирует эффективность производства. Адресат имеет и более широкий аспект, например. дизайн-программа павильона «Космос», туристического маршрута, учреждения образования, офисов и т.д. Полнота комплекса функциональных требований адресата, предусмотренных в проектных разработках, обеспечивает высо¬кие художественные достоинства произве-денных изделий дизайна. Удобность в обращении Решение образного строя замысла про-ходит через сложный комплекс теоретических знаний и практических навыков, а именно через комплекс и их взаимосвязь. Поэтому «неучет» каких-либо аспектов или желание вернуться к ним «потом» влекут за собой опасность последующих неувязок в процессе проектирования и в конечном результате в реализации проекта. Одним из важных факторов полноценного функционирования объектов дизайна является учет комплекса требований эргономики, обеспечивающий безопасность и комфортность деятельности человека, как в конкретной среде, так и в динамике психофизиологической структуры его деятельности, в том числе в специфике зрительного вос¬приятия и процесса утилитарного функционирования объектов дизайна. Экономичность в производстве Экономичность в производстве во многом зависит от хороших знаний технологии и рационализации собственно процесса и специфики проектирования и выполнения изделий. Ведь точно адресованная и технически совершенная продукция обретает свою жизнь и эстетическую ценность. Художественное достоинство изделий - это и. как отмечено выше, категория экономическая. Рациональные идеи и находки создают не только экономичность производства, но и экономичность творческих и физических сил - основы создания качественных и подлинно художественных изделий. Ппастико-конструктивные технологические особенности избранного материала С технологическими свойствами материалов студенты знакомятся на предметах «Материаловедение для дизайнера» и «Кон- фекционирование». Процесс возникновения замысла заданий по проектированию тесно протекает со знаниями пластико-конструк-тивных возможностей материала. Производственную практику студенты проходят на предприятиях легкой промышленности и типографиях города, и они ясно представляют основные моменты поведения определенных увиденных в процессе производства материалов. Труднее в тех случаях, когда не было общения с материалом, в которых они хотели бы выполнить проекты. Отличительные характеристики его от других материалов Из вышесказанного вытекает и убежденность студентов в правильности формирующегося образа и воплощения его именно в данном избранном материале. Время зарождения замысла и его реализации намного сокращается при знании отличительных особенностей характеристики одних материалов от других. Поэтому необходимо добросовестное изучение не только материалов, используемых в определенном проекте, но и других материалов. Именно при сравнительном анализе материалов осознаются их отличительные технологические особенности, которые могут быть выявлены и использованы с учетом их возможностей. Структурные особенности формо-образования Создание любой формы - это, с одной стороны, деятельность интуитивного, а с другой - логического характера: возникновение предположения определенных связей образного строя и открытие новых свойств объектов, установление между ними закономерностей и отношений. В основе всякого проектирования имеется цель: создание объемно-пространственных форм; знакомство с общими положениями структурных особенностей формообразования будет способствовать расширению творческой базы у студентов и обострит понимание специфики своего предмета. В широком плане цель проектирования курсовых работ предусматривает не только формально профессиональный поиск способов и методов художественно-композиционного решения, но и учитывает особенности влияния природно- климатических условий, специфику преобразуемого материала и этнокультурных традиций. Это все и обеспечивает полноценное функционирование объектов дизайна. Стилевые и эстетические Единство формы и содержания Формы вещей и предметов исторически изменчивы, зависят от среды, порожденной той или иной эпохой, предметы имеющие одно и то же предназначение, постепенно меняют свою форму. Примеров тому много - эволюция архитектурных стилей и форм, развитие транспорта и предметов быта. Тем не менее, несмотря на смену исторических эпох или наслоений эстетических понятий разных времен и культур, достижения художественной практики остаются. Логика внутренних закономерностей преемственности способствует тому, что художественные качества, как выразительность формы, ритмические взаимоотношения пропорций, масштабная согласованность одних широко бытовавших форм, с отпадением их надобности или прекращением производства, продолжают жить в других формах из других материалов. Таким образом, в объектах ди-зайна нередко сама форма несет содержание. Поэтому излишнее декорирование ведет к украшательству. Тематическая направленность Тематическая направленность в работе над созданием проекта учебно-творческих заданий помогает воспитанию в молодых дизайнерах чувства современности, гражданственности. а также выработки и формированию у студентов профессионального мышления на базе мировоззренческих основ. Это также облегчает работу над конкретной выразительностью формы в русле определения собственного стиля. Тематическая направленность требует постоянного привлечения конкретного материала живой действительности. а потому и постоянной работы. С этой целыо необходимы задания на время производственной практики по рисунку, живописи, самостоятельных творческих работ. Во время работы над проектом весьма полезны периодические просмотры не только эскизов по заданию, но и рисунков и набросков с натуры применительно к избранной тематике. Критика формальных решений аналогичных заданий или работ Из всего вышесказанного вытекает предпосылка формирования у студентов критического отношения как к своим работам, так и другим. Поэтому им не трудно будет определить формальный подход в решении заданий как своих сокурсников, так и в работах состоявшихся дизайнеров. Некоторые из последних, бывает, пытаются, прежде всего, создавать изделия, пользующиеся повышенной популярностью. Так очень легко можно пойти на поводу поверхностного спроса, не успев определить свои художественно-эстетические критерии, что ведет к творческому бесплодию и потере собственного стиля, в становлении которого требуется разумное использование достоинств моды. Выводы Таким образом, подобно тому, как чрезмерное увлечение декором называют «украшательством», так и «модное» нередко выступает в форме нарицания. И если вопрос «Единство содержания и формы» решается через триаду «функция - форма - декор», то и здесь определяющим моментом будет мно-гозначность «функции» с учетом того, что «декор» и «мода» - категории весьма подвижные по отношению к «форме» и «стилю». СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ -
Е.Юлдашев Л.Г. Эстетическое чувство и произведение искусства. - М.: Мысль, 1969. — 183 с. -
Муканов М.С. Казахские домашние ху¬дожественные ремесла. - Алма-Ата: Казахстан, 1979,- 120 с. -
Методика художественного конструирования.-М.: ВНИИТЭ, 1983,- 105 с.
|