События

22.08.2016 Выступление Заместителя Премьер-Министра Республики Казахстан Д.Н. Назарбаевой

Дорогие учителя, уважаемые участники совещания!

Сегодня для всех нас хорошая возможность напрямую пообщаться и обсудить насущные вопросы образования с людьми, посвятившими свою жизнь благородной профессии учителя.

Мы с вами работаем в сфере образования, значение которого для казахстанцев и государства трудно переоценить. Проблем, требующих безотлагательного решения, в этой сфере немало. Тем не менее, мы видим перспективы для развития.

Августовские совещания традиционно являются самой широкой и открытой диалоговой площадкой для обсуждения вопросов образования и собирают профессионалов, неравнодушных к вопросам развития отрасли. В этом году Министерство образования и науки провело большую работу для подготовки содержательной и интересной программы. Была организована целая серия панельных сессий. Надеюсь, что все дискуссии прошли неформально, открыто и с пользой для дела. Обсуждался широкий спектр вопросов от дошкольного образования и защиты прав детей до повышения квалификации педагогов, внедрения электронного образования и итогов аттестации школ.

Все вы знаете, что осенью прошлого года была принята новая Государственная программа развития образования на следующие четыре года. В этой программе мы постарались максимально учесть ваше мнение. Для этого было проведено широкое обсуждение, в котором, я надеюсь, приняло участие большинство из вас. Все ваши рекомендации и советы были учтены Министерством образования и науки.

Новая госпрограмма – это результат нашего с вами коллективного труда.

Поэтому, думаю, нет смысла сейчас пересказывать цели и задачи программы. Я бы хотела сегодня остановиться на тех вопросах, которые волнуют общество, волнуют всех нас.

1. Прежде всего, нам необходимо продолжить работу по повышению статуса и престижа профессии учителя, обеспечению достойной заработной платы, мотивации, укреплению материально-технической базы в школах.

Для этого прорабатывается вопрос изменения организационно-правового статуса организаций образования, введения подушевого финансирования, активного участия родительских комитетов и общественности в управлении школами, проведения паспортизации всех школ для совершенствования процесса бюджетирования и исключения субъективизма при принятии решений по финансированию.

Но и со стороны самих школ этот процесс должен сопровождаться одновременно и повышенной ответственностью за достижение конечной цели – повышения качества образования.

В настоящее время, по поручению Главы Государства в рамках вхождения в число первых 30 развитых стран, в школах вводятся стандарты и критерии оценки успеваемости ОЭСР.

Сегодня перед нами всеми – перед профессиональным педагогическим сообществом и широкой общественностью – стоит задача общими усилиями выработать оптимальную модель «идеальной школы».

Первые шаги в этом направлении уже делаются. Вводится единый обновленный стандарт школьного образования. Он разработан по лучшим мировым методикам. Новый стандарт не нацелен на запоминание и заучивание. Его основа – развитие мышления, функциональной грамотности и раскрытие потенциала ребенка.

2. Необходимо расширять взаимодействие государства и бизнеса.

Сейчас экономика переживает не самое лучшее время, и государство не сможет решить все проблемы без помощи бизнеса. Поэтому выбранное направление по развитию государственно-частного партнерства должно получить самое широкое распространение.

Наше общество уже пришло к пониманию, что строительство школ и детских садов – дело благородное и богоугодное. Очень радует, что наш бизнес приходит к осознанию своей социальной ответственности. Но нужно подогревать интерес инвесторов, создавая привлекательные условия для частного бизнеса. И задача государства сейчас – такие благоприятные условия создать тем, кто захочет этим делом заняться, вложить свои деньги в эту сферу.

И здесь особая ответственность ложится на местные исполнительные органы. Нужна слаженная работа министерства и акиматов, когда основные направления, методология, финансовые модели ГЧП разрабатываются Министерством образования и науки, а их реализация осуществляется акиматами.

Мы уже видим положительный результат этой работы. Сейчас каждый третий детский сад – частный. Но и здесь не следует почивать на лаврах. Есть еще большой потенциал для развития. Для достижения стопроцентного охвата детей дошкольным образованием, дальнейшее развитие сети детских садов будет идти через ГЧП.

Сейчас в рамках ГЧП внедряется система электронного образования, одним из элементов которого будет введение электронного дневника. Это должно значительно разгрузить учителей. В реализацию пилотного проекта было вовлечено более 700 школ, и проект получил высокую оценку со стороны учителей. При этом реализация "Кунделик" не потребует от государства никаких финансовых затрат.

Со своей стороны мы делаем все возможное, чтобы разгрузить школы от постоянных бумажных отчетов перед многочисленными госорганами. Помочь постепенному отказу от бумажных носителей. Сократить в разы количество проверок. Информатизация нам в этом поможет.

3. Постоянная тема обсуждений – качество учебников и учебных планов.

Тема животрепещущая и близкая каждому. Ведь мы все хотим, чтобы наши дети учились

по хорошим, качественным учебникам.

И работа в этом направлении идет полным ходом. В этом году все ученики первых классов будут учиться по единому базовому учебнику, при разработке которого были учтены все недочеты предыдущих лет. Все школы и регионы будут иметь равный доступ к качественной учебной литературе.

На сегодня 95% единых учебников уже напечатано. Вопрос их своевременной доставки находится на постоянном контроле Министерства и Акиматов.

Наши ученые и эксперты разрабатывают учебники для второго класса. Эта работа должна быть проведена на высоком уровне, чтобы исключить элементарные грамматические или фактологические ошибки.

Комитет по контролю в сфере образования ведет эту работу, а для обсуждения этих учебников будет привлечена широкая общественность. Я думаю, в этом вопросе мы получим не только большой отклик, но и много полезных комментариев и советов.

Мы живем в эру информационных технологий. В лучших школах страны давно используются видеоматериалы и интерактивные задачи. Они значительно облегчают работу учителя в плане донесения информации до детей. Такими технологиями и оборудованием будут обеспечены все школы. Новое оборудование предоставит оперативный доступ к лучшим цифровым образовательным ресурсам, которые будут адаптированы к нашим условиям. Это поможет нам подтянуть качество образования во всех школах и в городе, и на селе.

Здесь на выставке вы увидели цифровые образовательные ресурсы, которыми давно пользуются лучшие элитные школы. Теперь у всех казахстанских школ появятся такие возможности. Все казахстанские школы должны быть элитными!

4. Меняются подходы к единому национальному тестированию.

В этом году ЕНТ было проведено в новом формате. Для учеников, не набравших порогового балла, предусмотрена повторная сдача тестирования и возможность поступить в ВУЗ.

В будущем году мы полностью отменим ЕНТ и перейдем к системе электронного тестирования выпускников.

В настоящий момент в МОН находится на рассмотрении проект ГЧП по созданию сети центров электронного тестирования.

5. Чувствительная тема, получившая широкий общественный резонанс – это внедрение трехъязычного образования.

В этой полемике много недопонимания, в том числе и по нашей вине, что порождает множество слухов и толкований. Введение преподавания на трех языках будет осуществляться поэтапно и в первую очередь в 10-11 классах, начиная с 2019 года. Необходимо и дальше продолжать разъяснительную работу по этому вопросу среди учителей, самих учеников и их родителей.

Для хорошего разбега у нас в запасе есть более двух лет. За это время мы сделаем все возможное и невозможное для того, чтобы подготовить учителей, вооружить необходимыми знаниями. Уже сегодня учителя проявляют активность – более 5 тысяч человек изъявили желание и записались на 4-9 месячные языковые курсы с сохранением рабочих мест и заработных плат. В наших ВУЗах тоже активно внедряются учебные программы на английском языке. Степень готовности учителей мы оценим в 2018 году и итоги экспертной оценки доложим Главе государства. Коррективы всегда возможны. Поэтому поводов для паники нет. Тем не менее, расслабляться нельзя.

Ничто не угрожает казахскому языку: Наоборот планируется усиление обучения государственному языку в русскоязычных школах, в которых казахская литература и история будут преподаваться на казахском языке. Министерство образования и науки разрабатывает новую облегченную современную методику обучения языку.

6. Есть еще один чувствительный вопрос.

В Казахстане насчитывается 8 тысяч детей-сирот. Как вы знаете, у нас проводится новая политика – мы отходим от практики развития детских домов и домов юношества. Наша цель – создать условия, при которых каждый ребенок обретет семью. И эта работа уже приносит свои плоды. Отрадный факт, что в Казахстане за ненадобностью впервые стали закрываться детские дома.

7. Техническое и профессиональное образование.

Сегодня в стране более 20 тысяч молодых людей, окончивших школу, не имеют квалификации. Всем им будет предоставлена возможность за счет государства получить первое профессионально-техническое образование. Для этого необходимо внести изменения в действующее законодательство с тем, чтобы с сентября 2017 года, каждый молодой человек мог реализовать свое право на бесплатное профессиональное образование.

В целом, как видите, планов очень много. Все они исполнимы. Их реализация предстоит нам в ближайшее время, и успех полностью зависит от вас.

Уважаемые учителя!

Утро сегодня началось с радостной новости о победе нашего земляка Данияра Елеусинова. Позвольте воспользоваться случаем и выразить восхищение нашими олимпийскими чемпионами, их родителями, тренерами и учителями - ведь они ваши ученики, выпускники казахстанских школ! Профессиональный спорт открывает большие перспективы перед молодежью. Поэтому так важно уделить особое внимание массовому спорту в школах, колледжах, ВУЗах. Это позволит выявить больше талантов и , кто знает, новых олимпийских чемпионов, которые прославят нашу страну. Наверное, нет человека, у которого бы "не побежали мурашки по спине" при виде нашего флага, победоносно развевающегося над всем миром! Это результат и вашей работы, дорогие учителя! А сколько успешных ученых, политиков и бизнесменов вы воспитали! Вы - цвет нации, ее опора и надежда! Верьте в себя. Все у вас получится, и английский тоже покорится вам. Не бойтесь акцента, неправильного произношения и ошибок, перешагните через свой страх. Страх сковывает волю, мешает успеху. Все у вас получится! Я в вас верю!

Дорогие учителя!

Позвольте мне сказать несколько добрых слов о министре Сагадиеве: относительно молодой, много видевший и много знающий, из уважаемой семьи, человек с сильной волей. В вопросах развития образования мы с ним единомышленники. Ему сейчас нелегко. Не всякий выдержит град критики. И причины обеспокоенности людей мы хорошо понимаем. Верьте, для развития этой ключевой отрасли мы выбрали правильный путь. Поддержите Ерлана Кенжегалиевича. Это сейчас очень важно!

Ни одна реформа не даст сиюминутный результат. Это процесс долгий и сложный. Новая программа развития образования принесет свои плоды через, как минимум, 11 лет и мы увидим это через первоклашек, которые 1 сентября пойдут в школу, будут учиться в новых условиях и через 11 лет выйдут из-за школьных парт во взрослую жизнь. Много воды утечет, жизнь будет вносить свои коррективы.

Уважаемые педагоги!

Поздравляю всех с началом нового учебного года. Желаю вам успехов в вашей очень важной для страны работе. Благополучия и процветания вам и вашим семьям.

Спасибо вам за то, что вы выбрали профессию учителя! Спасибо вам за ваш труд!

21.08.2016

Источник: edu.gov.kz

2099
Участники
Принять участие