ВходРегистрацияО проектеFAQКонтакты
  
Внедрение наукоёмкой модели экономики преследует цель увеличить до 70 процентов долю несырьевой продукции в казахстанском экспортном потенциале. Создание новых высокотехнологических отраслей экономики потребует роста финансирования науки до уровня не ниже 3 процентов от ВВП.
Стратегия "Казахстан-2050"
"Наша молодежь должна учиться, овладевать новыми знаниями, обретать новейшие навыки,
умело, и эффективно использовать знания и технологии в повседневной жизни"
Н.А. Назарбаев
УВАЖАЕМЫЕ ПОСЕТИТЕЛИ! В диссертационном зале
АО «НЦНТИ» открыт доступ к Электронной библиотеке
диссертаций Российской государственной библиотеки

(ЭБД РГБ).  Предоставляются услуги просмотра полного текста диссертации или автореферата и их распечатка.
 
Видео заседаний и интервью председателей ННС
Карта науки Республики Казахстан
Интерактивная
Карта Казахстана
Международные базы данных
Новости науки
05.03.2020  Госпрограмма развития системы образования и науки на 2020 – 2025 годы: незакрытые вопросы и открытые ответы по образованию

4 марта научно-образовательный фонд ASPANDAU FOUNDATION на открытой площадке провел обсуждение вопросов, связанных с развитием образования и науки
Приглашенные спикеры мероприятия: Асхат Аймагамбетов – министр образования и науки, Асылбек Кожахметов - президент университета AlmaU, Ельдар Абдразаков – председатель совета директоров группы «Сентранс», Эндрю Вахтель – ректор университета NARXOZ, Архимед Искаков – директор «Школы Архимеда». Модератором выступил организатор мероприятия, президент НОФ "Аспандау" Канат Нуров.
Обсуждение в формате «Think Tank» (мозгового штурма) предполагало неформальный подход и обсуждение самых неудобных вопросов.


Министр А. Аймагамбетов говоря о необходимости реформирования административных методов управления системой образования, стремлении организаций образования к академической автономии, отметил, что в отдельных случаях это может привести к снижению качества образовательного процесса. Организации образования должны быть готовы к этим изменениям, необходимо формировать новые управленческие навыки и компетенции у руководителей всех уровней.
Министр образования и науки видит выход из положения в ведении корпоративного управления, развития института Совета директоров, которые будут участвовать в принятии решений. Большие надежды министр возлагает на введение сертификации вузовских программ и дипломов, когда каждый вуз будет выдавать дипломы собственного образца, таким образом будет создаваться конкурентная рыночная среда. И для потенциального работодателя уже будет важно не столько, какую специальность получил выпускник вуза, а где, какие курсы и программы он прошел.
Вузы предлагается разделить на 4 группы – те, которые готовят специалистов на международном уровне, национальном, региональном и местном. Вузы первых двух уровней получат максимальную академическую свободу. Учебные заведения регионального и местного уровня будут находиться под более жестким контролем по всем вопросам – начиная от качества образования, эффективного использования средств, проверки будут ежегодными, что позволит отследить динамику развития каждого учебного заведения.
Мнение спикеров по некоторым проблемам отражали прямо противоположную точку зрения. Асылбек Кожахметов считает, что в Казахстане недостаточно вузов, по числу студентов мы уступаем многим странам. Если в РК число студентов составляет 3% от общего числа населения, то в США – 6,3%, во Франции и Малайзии – 4%. А. Кожахметов высказал мнение, что гранты на получение высшего образования должны быть доступны в первую очередь молодежи из сельской местности, уязвимых групп населения, имеющих низкие доходы. Такие дети, по мнению спикера, должны получать грант даже при минимальном количестве баллов, полученных при сдаче ЕНТ. Обеспеченные люди найдут возможность оплатить расходы на обучение своих детей, так как в этой среде тренд на получение высшего образования достаточно силен.


Ректор NARXOZ Эндрю Вахтель высказал противоположную точку зрения. Он считает, что в Казахстане в настоящее время нет достаточных ресурсов для того, чтобы давать бесплатное высшее образование всем желающим. Поэтому должна быть более жесткая конкуренция и между вузами, и за получение грантов, число вузов и грантов должно быть значительно сокращено. Социальным лифтом для мотивированных, но не получивших достаточных знаний молодых людей из сельской местности и социально уязвимых групп может стать дополнительный начальный год обучения в вузе, во время которого можно устранить пробелы в знаниях и утвердиться в желании получить высшее образование. То есть у таких ребят нужно оценивать не столько уровень знания, сколько их потенциал для дальнейшего развития. Дети, которые не имеют достаточный объем знаний не смогут учиться, их нужно научить этому. Такой опыт применялся в Кыргызстане.
По итогам состоявшейся дискуссии по этому вопросу каждый из спикеров остался при своем мнении.
Тем не менее, все эксперты сошлись во мнении о том, что необходимо развивать и поднимать качество школьного образования, особенно в сельской местности. Е. Абдразаков, председатель Совета директоров группы «Сентрас», напомнил выражение о том, что «таланты распределены равномерно» и необходимо создавать условия для их поддержки.
Министр образования и науки А. Аймагамбетов говорил о планах строительства новых школ, интернатов. Министерство планирует обеспечить транспортом детей, проживающих вдалеке от школ. Интернаты должны работать в недельном режиме, чтобы выходные и праздники дети могли проводить в кругу семьи.
Также, МОН предусмотрены меры по улучшению подготовки педагогов в вузах, возможности повышения квалификации и обучения учителей.
Хотя эта встреча не была полностью посвящена обсуждению вопросов развития науки, эксперты высказали свои мнения и по этому направлению. Особенный интерес вызвало обсуждение вопроса о том, как оценивать влияние науки, результатов научных исследований на социально-экономическое развитие страны.
Э. Вахтель считает, что «научное исследование это как лотерея», не всегда ожидаемый результат совпадает с реальным. А. Искаков высказался более радикально: «не бывает национальной науки, как не бывает национальной таблицы умножения», например, фундаментальные исследования в области математики никак не могут влиять на экономику, но они необходимы человечеству для развития.
Самое ближайшее время покажет, насколько эффективно будет реализовываться Государственная программа развития образования и науки в Казахстане, получат ли школы, колледжи, вузы административную и академическую свободу, как будут функционировать организации образования в конкурентной среде, готовы ли к этому учителя, преподаватели, дети, родители.

645
«« | »» « Назад | Все материалы
Последние новости
Для того, чтобы оставить комментарий, вам необходимо пройти авторизацию на сайте
050026, Алматы, ул. Богенбай батыра, 221
Тел: 8 (727) 378 0509
E-mail: dir@inti.kz
      Все права защищены
©ННП 2013 - 2019