Блоги

Добавить запись в блог
Проблемы ценообразования в РК и пути его совершенствования
Проблемы формирования ценообразования на медицинскую помощь является в настоящее время ключевыми для улучшения качества системы здравоохранения. Выявляется необходимость повышения качества и доступности медицинской помощи, обеспечения развития учреждений здравоохранения на основе совершенствования механизмов ценообразования на медицинские услуги. Отказ от постатейного финансирования медицинской деятельности, переход на систему государственного заказа, узаконивание платных услуг в государственных (муниципальных) учреждениях, включение негосударственных учреждений в систему обязательного медицинского страхования, переход преимущественно на одноканальное финансирование, внедрение принципа свободного выбора врача — все это свидетельствует о целенаправленной политике государства на укрепление рынка медицинских услуг и развитие рыночных механизмов управления. Вхождение государственной системы здравоохранения в рыночные отношения потребует существенного пересмотра тарифной политики с целью выравнивания условий финансирования для участников рынка, медицинских услуг. Принадлежность здравоохранения к социальной сфере, а медицинской услуги к общественному благу обусловливает особый подход к ценообразованию, особенно в сфере платных медицинских услуг.
Высокая заинтересованность учреждений здравоохранения в дополнительном источнике финансирования, допускаемые ими нарушения по замещению гарантированных государством бесплатных видов медицинской помощи платными услугами, непроработанность организационно-экономических механизмов управления этом видом деятельности способствовали неоднозначному отношению населения к платным медицинским услугам, во многом поддерживаемому его низкой платежеспособностью. Вместе с тем, реальность функционирования здравоохранения состоит в постоянном увеличении объема платных медицинских услуг.
«Чем хуже работает Минздрав, тем лучше частной медицине!» с таким заявлением вышел основатель и руководитель МК «Сункар». Отчасти он прав, ведь все к этому и ведет. Чем дальше здравоохранение будет работать данным образом, тем хуже для нее самой, для населения республики, для будущего страны.
Проблемой остается то, что взятые на себя государством обязательства по предоставлению гражданам гарантированного объема бесплатной медицинской помощи не имеют адекватной финансовой обеспеченности. Присутствует замещение бесплатной медицинской помощи платными услугами. Из-за отсутствия четкого разграничения между гарантированным объемом и медицинскими услугами, оказываемыми на платной основе, сохраняется высокий уровень неформальных платежей со стороны населения в пользу медицинских работников. Не налажен должным образом учет потребления медицинской помощи, предоставляемой в рамках гарантированного объема бесплатной медицинской помощи, что способствует росту теневой экономики.
Так, доля частных клиник в Казахстане составляет 20% от их общего количества (для сравнения: в Израиле – 12%, в странах ЕС – 15, а в США – так же 20%). В целом по республике оказывают медицинские услуги 59 тысяч врачей и 126 тысяч работников среднего медицинского персонала. Эксперты говорят, что сегмент коммерческих лечебных учреждений развивается со скоростью 12% в год. Расходы на медицину в Казахстане составляют 3,4% от ВВП, тогда как в странах Европы на финансирование здравоохранения тратится не менее 10% ВВП, а в США – 17,4%. Частные клиники и медицинские центры в Казахстане популярны. При стабильном росте их количества процентное соотношение государственных и частных лечебных заведений остается неизменным. Дело в том, что в Казахстане постоянно открываются госбольницы, поликлиники, специализированные центры.
В больших городах, как правило, открываются крупные медицинские центры, в маленьких небольшие кабинеты. Участники рынка говорят, чем больше город, тем больше медицинских учреждений находится в нем. По числу частных поликлиник лидируют Алматы, Астана и Шымкент.
По оценке экспертов Министерства здравоохранения РК, крупнейшим сегментом рынка частной медицины в Казахстане является стоматология, доля этого направления оценивается экспертами в 60%. На втором месте находится гинекология — 20%, на третьем диагностика — 10%. На казахстанском рынке платной медицины в последнее время активно развивается косметология, доля которой оценивается в 6%.
Проблема ценообразования в здравоохранении характеризуется разнообразием подходов и используемых методик расчета, что ставит учреждения и пациентов в неравнозначные условия. В результате цена одной и той же услуги, оказываемой в разных учреждениях одного типа, может резко различаться. Свойство цены медицинской услуги влиять на ее качество и доступность, а также обеспечивать эффективную деятельность и развитие учреждений здравоохранения, требует оптимизации ценовой политики в здравоохранении в направлении упорядочения методических и организационно-управленческих подходов.
Действующая нормативно-правовая база в области ценообразования на платные услуги в здравоохранении не соответствует сегодняшним задачам государственной политики развития рынка медицинских услуг и формирования конкурентной среды, не учитывает фактические потребности населения. Жесткие ценовые регламенты ограничивают развитие сферы платных услуг, не нацелены на использование возможностей цены в качестве рыночного регулятора развития отрасли.
В условиях становления и развития рынка медицинских услуг система ценообразования помимо традиционных способов расчета себестоимости и калькулирования затрат должна включать маркетинговые параметры, характеризующие фактическую потребность населения и его платежеспособный спрос, финансовые возможности самого учреждения, обеспечивать гибкую систему цен на основании их моделирования в соответствии с видами услуг и способами финансирования учреждений.
Дальнейшее расширение платных медицинских услуг в государственных учреждениях здравоохранения становится реальной перспективой развития здравоохранения. Существующая практика ценообразования на платные услуги продолжает оставаться наименее разработанным в научном плане механизмом, слабо регулирующим отношения между производителями и потребителями медицинских услуг. Отсутствие четко сформулированной отраслевой ценовой политики, использование на практике всевозможных ухищрений в формировании государственных цен при двойственности подхода (с одной стороны - на развитие, с другой — на сдерживание), отсутствие системного решения проблемы на уровне учреждения при неразвитости организационно-экономических механизмов ценообразования приводят к снижению влияния ценового фактора, на эффективность функционирования, ресурсное и технологическое развитие отрасли.
Специфика ценообразования в казахстанском здравоохранении, прежде всего, выражается в большом разнообразии методических подходов, к формированию цен и способов их расчета, что свидетельствует о продолжающемся процессе становления системы ценообразования в здравоохранении. Затратный метод формирования цены (на основе расчета текущих затрат), приводящий к экономической стабилизации учреждений здравоохранения на имеющемся уровне, не стимулирует их технического совершенствования и инновационного развития. Жестко регламентирующая роль государства в ценообразовании, проявляющаяся в нормировании большого числа промежуточных параметров, формировании государственных тарифов и прейскурантов и т.п., ограничивает возможности развития рынка медицинских услуг и снижает внимание учреждений к реальным потребностям населения.
Анализ опыта ценообразования в практических учреждениях здравоохранения демонстрирует широкий диапазон используемых подходов к формированию цен на платные медицинские услуги, выражающийся в огромном разбросе цен на рынке платных медицинских услуг и слабость нормативно-правового регулирования системы ценообразования на медицинские услуги. Государственная политика в области реформирования цен и ценообразования, предусматривающая сочетание дальнейшей демократизации при установлении цен на основе широкого использования экономических методов с одновременным усилением централизованных начал в управлении процессом ценообразования, не реализуется в достаточной степени в сфере платной медицинской помощи.
В связи с этим необходим выбор ясной, понятной для населения, управляемой, эффективной модели финансирования и ценообразования медицинской помощи.
Автор: Габбасова Аймара Арнуровна
Для того, чтобы оставить комментарий, вам необходимо пройти авторизацию на сайте